Вход · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS Наша группа в ВК!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Lagrima-Cristy, Gita_Ogg  
Форум » Школа писателей » Уголок Критиков » Макс Фрай: "Лабиринты Ехо" (проект "Храбрая Моська")
Макс Фрай: "Лабиринты Ехо"
PretorДата: Вторник, 10.07.2012, 13:12 | Сообщение # 1

Специалист
Сообщений: 198
Награды: 7
Репутация: 6
Статус: Offline
Итак, хотелось бы обсудить цикл книг за авторством Светланы Мартынчик, творящей под псевдонимом "Макс Фрай" при весьма непонятной помощи художника Игоря Степина.

В список входят следующие книги:

Чужак (в первой редакции «Лабиринт»)

Волонтёры вечности

Простые волшебные вещи

Тёмная сторона (в первой редакции «Вершитель»)

Наваждения

Власть несбывшегося

Болтливый мертвец

Лабиринт Мёнина


Знакомство с серией у меня произошло по рекомендации, к которым я, право, отношусь подозрительно. И чем сильней мне что-то "рекомендуют", тем сильней отторжение, все как у Ньютона. Сила действия равна силе противодействия.

И на этот раз предчувствия не обманули. Поскольку книгу рекомендовала представительница прекрасного пола, можно сказать, я наполовину был готов к тому, что я там увижу.

Во-первых, книга - квинтэссенция женских заблуждений о том, как именно вообще в мире что-то происходит. Нужно ничего абсолютно не делать, но многого хотеть, тогда, рано или поздно, придет приятный мужчина (сэр Джуффин Халли) и сделает так, как надо, причем, акценты должны быть расставлены правильно: альтер-эго автора, имеющее, несомненно, абсолютно женский менталитет, в лице сэра Макса - главный персонаж, Вершитель и пуп земли, а главный благодетель (Халли) - разумеется, второстепенный, один из многих. Если его нет рядом, есть мужички на подхвате: Махи Аинти, Лойсо Пондохва, Король Мёнин, и иже с ними. Все они придут в нужный момент и протянут руку помощи. От главного же героя требуется одно: хлопать глазками и застенчиво краснеть и бубнить идиотские банальности, когда взрослые дяди начинают его незаслуженно хвалить. Подробней об этой схеме чуть позже.

Итак, в чем суть? Кем-то книга воспринимается, как детектив в магическом антураже. Замечательно. Это самый отвратительный детектив, который я за всю свою жизнь читал.
Вся детективная интрига строится от книги к книге по одному шаблону:
1 этап: Начальник поручает своему Талантливому подчиненному расследовать какой-то таинственный случай;
2 этап: Талантливый подчиненный с энтузиазмом берется за дело и терпит позорный крах (что неудивительно, ведь вся его деятельность состоит из обжирания всякими сладостями, задушевных разговоров с коллегами, каких-то непонятных любовных переживаний и так далее, в общем, из всего, что угодно, только не того что действительно имеет отношение к непосредственному расследованию очередного "злодеяния").
3 этап: Ощутив сполна всю свою некомпетентность, Талантливый подчиненный, чудом избежав вполне ожидаемых неприятностей, возвращается к Начальнику с докладом о своем провале.
4 этап: Начальник хвалит Талантливого подчиненного, потому что это был такой хитрый план, берет шляпу и трость и распутывает зловещее преступление сам.
5 этап: Все хвалят Талантливого подчиненного, получившего в результате очередного провального задания какую-то сверхспособность, новую бесполезную, но могущественную цацку, связи при дворе, целый народ, поклоняющийся ему, как своему царю, (нужное вписать), ну и разумеется, +9999999 к осознанию собственной крутости.

Как видно из предыдущего абзаца, как на толковом детективе, на данной серии книг можно смело ставить жирный крест.

Идем другим путем: Многими книга воспринимается, как некий философский трактат, ведущий читателя сквозь толщи невежества к постижению "правды жизни".

Здесь все субъективно. Быть может, кому-то и правда этот трип, пришедший после вычитки курса философии за второй курс и пары косячков, послужит по жизни путеводной звездой. На самом же деле, в плане философии, это просто очередной тоскливый реферат на тему солипсизма. "Как ужасно мое представление" и все такое прочее. Философия здесь есть, но это философия старой девы, которая редко выходит из дома и всю необходимую для себя информацию получает из телевизора.

Если книги Макса Фрая открыли некому гипотетическому читателю глаза на действительность, выражаю ему соболезнования и иду дальше.

Некоторыми книга воспринимается, как Ироническая проза, призванная развеять скуку и добродушно посмешить.

В данном случае, читателя ждет самое жестокое разочарование. Шутки в книге есть, их много. Герои просто фонтанируют остротами и нагромождают у вас в голове всякие сложные словесные конструкции, не забывая заливисто смеяться в местах, где по мнению автора, "должно быть смешно".

Вот три кита остроумия от Макса Фрая:
1. Преувеличение. Если вас обозвали обезьяной, нужно непременно отреагировать так: "Да, я обезьяна, еще какая! Я такая обезьяна, что...". Дальше герой перечисляет гипертрофированные стереотипные суждения обывателей об обезьянах.
2. Повторение. Шутка, повторенная несколько раз, становится в несколько раз смешней.
3. "Бычачьи титьки" и "Дерьмовые дерьмохлебы".

Вот, собственно, и все. Также приветствуются высказывания в духе Капитана Очевидность с обязательным присовокуплением: "С ума сойти можно".
Пример: (обращаясь к убийце Лонли-Локли) Какой ты опасный! С ума сойти можно!

Не надорвите ваших животов, маленькие любители юмора.

Идем далее: Многими книга воспринимается, как сказочное фэнтэзи, погружающее читателя в неведомый, таинственный мир, позволяя отвлечься от мерзких реалий окружающей серой действительности.

По мнению многих искушенных читателей, признаком хорошего фэнтэзи является правдоподобная и интересная вселенная. Вселенная, в которую действительно хочется погрузиться и вместе с автором исследовать все ее закоулки и тайны. Вселенная жизнеспособная и аутентичная, поддающаяся законам логики, пускай и внутренней.

И здесь гражданка Мартынчик решила пойти по самому отвратительному и тягостному для читателя пути. ВСЕ, абсолютно ВСЕ в ее вселенной объясняется МАГИЕЙ.

При помощи магии в Ехо воюют, совершают преступления, едят, спят, передвигаются, общаются, правят миром, любят друг друга, хоронят, веселятся, грустят, смотрят на луну, изменяют женам, добывают деньги, печатают газеты и прибирают в доме.
Я долго с замиранием сердца на полном серьезе ждал, когда на сцене появится заклинание, подтирающее задницу после дефекации. Это было бы вполне в духе "вселенной" и абсолютно не противоречило общей маразматической картину "устройства мира".

Я не видел больше нигде такого беспомощного пофигизма при описании государственного и общественного устройства, как в книгах у Макса Фрая.
Скопище идиотских, опирающихся на звенящую пустоту законов, обычаев и верований. Омерзительное, неприкрытое заимствование всего и вся при описании разных культур: все эти бесконечные "сэры", щеголяющие в индийских национальных нарядах. Изамонские "Старейшины в воооот таких шапках" - явный глумливый намек на штраймлы еврейских ортодоксов, скандинавские корни мореходов и простодушных варваров из Арвароха, опять же, мерзостный псевдоодесситский акцент магистра Нуфлина. Магистры и ордена, кстати - тоже заимствование, и многое, многое другое, на каждом шагу, в дело и не в дело.

Итак, состоялась ли книга, как фэнтэзи? И ви, таки, еще спрашиваете?

Не хотелось бы обсуждать возможность рассматривать этот цикл книг, как описание красивой романтической истории. Потому что, если честно, руки опускаются именно на этом месте.

Просто скажем пару слов о том, что вся книга сочится любовью главного героя (читаем, автора), к самому (самой) себе. В тексте обнаружены две условные "спутницы" главного героя. Одна - не подчиняющийся никаким законам логики и жанра вырвиглазный звиздец - Леди Меламори Блимм, заслуженный неадекват и, как выяснится позже, вообще, магическая птица (не иначе, как реинкарнация легендарной Winged Doom);
Другая - меланхоличная согревательница постели - Леди Теххи Пондохва - пришла из сюжетного ниоткуда и ушла в сюжетное же никуда, в тот момент, когда левая пятка автора захотела осчастливить читателя возвращением в повествование первой "условной спутницы" главного героя.

Отака любовь, малята. Магическая и беспощадная.

Все вышеперечисленное усугубляется:
а) Потоком сознания автора, нескончаемым, как дожди над деревней Гадюкино;
б) Омерзительными словами-паразитами и не менее омерзительными речевыми оборотами в каждом абзаце текста;
в) Крепнущим с каждой страницей текста подозрением, что Сэр Макс - эталонная Мэри Сью в самых терминальных пропорциях.

Подведем итоги:
Серия книг Макса Фрая "Лабиринты Ехо" - это НЕ детектив, НЕ философский трактат, НЕ ироническая проза, НЕ любовный роман. Это НЕчто, состоящее из НИчего. Сублимированные желания и страхи стареющей графоманки. Если вы хотите наполнить свою голову гулкой магической пустотой - смело покупайте книги этого автора.


I'm just a segment of your imagination

Сообщение отредактировал Pretor - Среда, 11.07.2012, 04:15
 
WeissДата: Вторник, 10.07.2012, 17:40 | Сообщение # 2

Увлеченный
Сообщений: 47
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Бог мой, за что ж вы ее так? blink По-моему, все не так уж плохо. Разумеется, здесь не нужно искать правдоподобной вселенной или закрученного детектива. Это некая смесь жанров - немного простенькой философии, чуть-чуть сюжета и много хороших диалогов. Писать диалоги - это великое умение, которое, увы, не всем дано. С моей точки зрения - это и есть сильная сторона серии. Разумеется, содержание некоторых книг серии забываешь через три дня после прочтения, но доставить легкое удовольствие летним вечером на дачке они вполне могут. Это книги о мечте, о вере в силу мечты. Главное, не связывать с этой серией никаких надежд на "откровение". Вполне уютные, "камерные" тексты. Бывают ситуации, когда мы испытываем крайнюю степень усталости от жизни. Вот в такие минуты эти романчики очень даже подойдут: они позволяют вспомнить "заветы" про необходимость позитивного проектирования реальности и силу мысли. biggrin
 
PretorДата: Среда, 11.07.2012, 04:47 | Сообщение # 3

Специалист
Сообщений: 198
Награды: 7
Репутация: 6
Статус: Offline
Weiss, насчет диалогов. Писать хорошие диалоги - это искусство. Некоторые книги вообще можно сказать, состоят из гениальных диалогов. Но в том то и дело, что Мартынчик их писать не умеет. Я уже говорил про идиотские однообразные шутки и слова-паразиты. Все эти бесконечные "дорогуша", "с ума сойти можно", "какой ты..." и прочее, перемежающееся сюсюканьем и копированием собеседника, с обязательным пристраиванием своих: "Совершенно с вами согласен, не имею ничего против вашего авторитетного мнения, какой вы гениальный собеседник, это же с ума сойти можно, дорогуша!". После очередного диалога Макса с Мелифаро реально охота пойти и кого-нибудь задушить. ВСЕ книги они повторяют одно и то же: "Ты - чудовище! Ты ешь младенцев!" - "О, да, дорогуша, я ем младенцев, я чудовище, совершенно с тобой согласен, дорогуша, какой ты остроумный, с ума сойти можно!", "Ты царь кочевников, ты жрешь конский навоз!" - "О, да, дорогуша, я еще какой царь кочевников! Совершенно с тобой согласен, я привез тебе кусочек на пробу, какой ты остроумный, дорогуша, с ума сойти можно!". Я уже не говорю о том, что нормальные гетеросексуальные мужчины вообще так не разговаривают.
Кстати, пока не забыл, вот пример тонкого понимания мужской психологии автором. После знакомства с арварохцами, подавленные их физическими и внешними данными, Макс и Мелифаро возвращаются на службу, обсуждая Алотхо Аллироха, как две школьницы: "Ты знаешь, он очень красивый, этот Алотхо Аллирох, он просто душка, теперь нам с тобой не будут давать, теперь будут давать только ему! Ведь мы по сравнению с его красотой - ничто!". Повторяю, эти два персонажа позиционируются исключительно как натуралы. Шаблон трещит по всем швам. Думаю, гражданке Мартынчик, в силу ее очень богатого духовного мира, очень редко приходилось встречаться с реальными мужчинами и наблюдать их в естественных условиях.


I'm just a segment of your imagination

Сообщение отредактировал Pretor - Среда, 11.07.2012, 05:06
 
dinaltДата: Среда, 11.07.2012, 08:58 | Сообщение # 4

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Pretor, ты ищешь в этих книгах совсем не то)) всем и так ясно, что это не детектив, не философия, не фентези и т.д. Никто не будет по этому произведению изучать мужскую либо какую-нибудь другую психологию. Это просто развлекательные книжки, при чтении которых можно просто отдохнуть, расслабиться, вообще ни о чем не задумываться. Просто читаешь и поднимаешь себе настроение периодически улыбаясь. Все)


 
PretorДата: Четверг, 12.07.2012, 05:41 | Сообщение # 5

Специалист
Сообщений: 198
Награды: 7
Репутация: 6
Статус: Offline
Вон там, чуть выше, я описал, какие чувства не давали мне отдохнуть и расслабиться. То есть, конечно, в ту пору, когда я все это читал, я был гораздо лояльней, просто постоянно при чтении этих книг, меня не покидало смутное чувство какой-то "неправильности". Потом я нашел в себе силы проанализировать, что же я такое прочитал. И, проанализировав, я пришел в тихий ужас. Это ведь популярный автор! Три (как минимум) раза переизданный в России и переведенный за рубежом. А так, конечно, все нормально. Я же сказал, если ничего, кроме пустоты в голове читателю не нужно, можно смело покупать и перечитывать как можно чаще.

I'm just a segment of your imagination
 
Форум » Школа писателей » Уголок Критиков » Макс Фрай: "Лабиринты Ехо" (проект "Храбрая Моська")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 

 

 
200
 

Какой Ваш любимый жанр?
Всего ответов: 152
 





 
Поиск