Вот уже на протяжении двух с половиной тысячи лет художники по всему миру используют воск для создания рисунка на ткани. Слово «батик» индонезийского происхождения, в переводе «ba-» означает хлопчатобумажную ткань, а «-tik» – «капля» или «точка».
В одних странах батик развивался интенсивно и, потому стал национальным искусством, а в других он лишь сохранил статус старинного ремесла. К странам, считающимися родоначальником батика, относятся Индонезия, Индия, Япония, Китай, а позже и страны Европы. В последнее время в этих странах батик становится прибыльным бизнесом: покупатели понимают ценность ручной работы. Проводятся модные показы, семинары, выставки и конференции, посвященные этой технике. Целью таких собраний является развивать этот древний вид искусства во всем мире и презентовать любителям батика новые техники, открывать новых талантливых художников и рассказывать о применении батика в повседневной жизни. Традиционное искусство яванского батика - это не просто роспись по ткани, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега.
Кроме того, батик давно признали очень полезным хобби: это не просто интересно, батик развивает творческие навыки у детей и людей с ограниченными возможностями. Поэтому батик все больше привлекает людей таких профессий, как педагоги, художники и дизайнеры.
В странах Азии батик является традиционной одеждой. Его одевают на все торжественные праздники, будь это свадьба или день рождения. Сейчас батик в этих странах носят пожилые люди, да и молодежь приобщается. В России пока батик используется только в роли аксессуаров или картин. Однако потихоньку мы перенимаем тенденции Европы и Азии, и на модных показах батик становится приятным дополнением.
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
«Шибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом. Эта техника имеет японские корни, а там соответственно не обходится без оригами (складывания самой ткани).
Техника узелкового батика известна в Индокитае ещё до VII в. в качестве первого способа украшения ткани. В Индии её называют бандхана (бандхини) - "объвяжи-окрась". Рисунок - множество точек белых и цветных. В Малайзии, Индонезии её называют "планги" - "пробел, пятно". На Суматре принято рисунок дополнять бисером, в Индии - бусинами, в Африке - жемчугом, раковинами и вышивкой (это более утончённый приём). Узелковый батик был известен в доколумбовой Америке, в Тибете, на Кавказе, в Северной Африке и Ближнем Востоке. В Европе эта техника появилась в начале ХХв.в качестве декора тканей для покрывал, занавесей и одежды. В 70-е гг. она стала применяться для украшения модной одежды в стиле "хиппи".
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.