В этом разделе публикуются статьи и обзоры по отдельным теоретическим вопросам, важным для обучения в Школе, но слишком большим и самостоятельным, чтобы о них можно было полностью высказаться прямо на уроках. Поэтому, как правило, в тексте уроков я буду максимально кратко формулировать только основные выводы по таким вопросам, а за более глубоким рассмотрением, обсуждением и необходимым подробностям отсылать к статьям данного раздела.
Здесь все статьи независимы и, как правило, могут читаться в любом порядке. Впрочем, некоторые могут иметь продолжение или состоять из нескольких связанных частей, публикуемых по мере написания – в этих случаях они снабжаются взаимными ссылками в начале и конце.
Это полный исходный вариант моей статьи, опубликованной с сокращениями в журнале «Художественная школа», 2011, № 5 (44), с. 18-22, 27-29.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ: ОБЗОР УЧЕБНИКОВ И РУКОВОДСТВ (1)
Пластическая анатомия («рельефная анатомия», «художественная анатомия») – вспомогательная учебная дисциплина для художников, в которой изучаются особенности видимых форм человеческого тела в статике и динамике, во взаимосвязи с внешней и внутренней средой. Возможность относительно самостоятельного прохождения этого предмета по книгам, когда функция преподавателя сводится больше к методической и контрольной, определяет важную роль используемых в учебном процессе руководств и пособий. В данной статье приведен исторический обзор наиболее известных и чаще всего рекомендуемых печатных изданий по пластической анатомии.
Предметом пластической анатомии является строение органов, образующих внешние формы тела: скелет, суставы, мышцы, кожные покровы, части лица. Также изучаются основные пропорции, движения, равновесие и центр тяжести, методика анатомического изображения фигуры, т.е. ее построения на основе скелета и обобщенных мышечных массивов, с проработкой деталей при помощи разбора и использования анатомических данных.
Иногда в практике художественных учебных заведений преподавание предметов «пластическая анатомия» и «рисунок фигуры человека» четко не разделяются, например, анатомические сведения могут даваться прямо в процессе занятия рисунком. Соответственно, и во многие книги по обучению технике рисунка включаются главы по анатомии, либо необходимые сведения поясняются по ходу изложения основного материала, либо даже бывает, что они настолько переплетены между собой, что их невозможно разделить. Однако в данной статье речь будет идти преимущественно о руководствах, специально посвященных пластической анатомии, а не о всех вообще книгах, в которых есть упоминания о ней.
Основные различия между этими двумя учебными дисциплинами можно видеть в том, что в курсе пластической анатомии:
• гораздо выше степень обобщения (изучаются наиболее общие, типичные особенности строения человеческого тела, без учета индивидуальных различий); • упор делается не на внешнем образе фигуры и не на тонкостях светотеневого моделирования формы, а на происхождении этой формы, а также равновесия и движений тела из его устройства, их обусловленности внутренней конструкцией; • обычно гораздо больше доля теоретического материала, что предполагает самостоятельное использование учащимися книг, атласов, анатомических таблиц и плакатов (применяются также специальные пособия – объемные муляжи и гипсы); тогда как занятия рисунком обычно представляет собой чисто практические упражнения под руководством педагога; • развивается умение делать наброски и зарисовки по представлению, в отличие от курса академического рисунка, традиционно построенного на выполнении длительных рисунков с натуры.
В методику преподавания пластической анатомии входит:
• теоретическое изучение строения тела по руководствам и атласам; • зарисовка важнейших анатомических схем и деталей из таблиц; • упражнения по рисованию муляжей черепа, скелета, «экорше», слепков анатомических деталей и др. объемных пособий; • упражнения по «врисовыванию» скелета и мышц в полупрозрачные контуры фигуры, построенные в ходе натурного постановочного рисунка (со скульптуры и живых моделей). В этих двух последних разделах пластическая анатомия сближается с занятиями академическим рисунком, обеспечивая применение полученным знаниям с акцентом на точное соблюдение пропорций, выявление «опорных» точек скелетно-мышечной основы фигуры, передачу равновесия и движения.
Немного истории
Общие представления о пластике, красоте формы человеческого тела существовали с глубокой древности. В особенности они были развиты в античном искусстве. Но база для создания современной анатомии была заложена в эпоху Возрождения.
Основоположником анатомии как науки принято считать Леонардо да Винчи (1452-1519), который много лет посвятил анатомическим исследованиям и как художник, и как ученый. Результаты своих наблюдений Леонардо отразил в многочисленных рукописных заметках и трактатах. Часть из них стали известны уже его современникам, другие были обнаружены в архивах только в XVIII веке. В последние годы жизни он пытался создать систематический курс анатомии человека, но эта работа осталась незавершенной. Большинство известных анатомических трудов Леонардо переведены и опубликованы на русском языке [1]. Конечно, в настоящее время они представляют интерес скорее для историков. Однако многочисленные (свыше 700) анатомические рисунки Леонардо занимают особое место в истории искусств. Это не просто иллюстрации к дневниковым записям, а самостоятельный метод научного исследования. Рисунки Леонардо отличаются от анатомических изображений его предшественников значительно большей точностью, грамотностью, новым подходом – стремлением понять устройство и различные функции человеческого организма. Одним из творческих принципов Леонардо было признание важности для художника теоретического обобщения, разумного, сознательного творчества.
В развитии анатомических знаний велика также роль другого представителя Возрождения – Микеланджело Буонарротти (1475-1564). Сохранилось значительное количество анатомических этюдов Микеланджело, набросков, снабженных описаниями, сведениями о пропорциях, о их подчиненности идее задуманного произведения. А еще один современник Леонардо да Винчи, немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), настолько углублялся в изучение пропорций человеческого тела, что в его анатомических трудах можно обнаружить даже довольно сложные математические расчеты.
Самым знаменитым анатомом Возрождения, реформатором античных представлений об этой науке, стал Андреас Везалий (1514-64). В результате его трудов анатомические знания стали основываться на систематических опытных исследованиях. Рисунки из его классической книги «О строении тела человека» [2], выполненные Иоганном Калькаром и Тицианом, впоследствии стали воспроизводиться практически в любом издании, посвященном анатомическим вопросам.
Однако не все ученые-анатомы признавали подход Везалия. Наиболее известным его противником был итальянский врач и анатом Бартоломео Евстахио (1510-74). Он тоже считается одним из основоположников научной анатомии, в основу которой им были положены сравнительные исследования органов и патологоанатомические вскрытия. Бартоломео создал «Анатомические таблицы» с 38 гравюрами (Bartolomeo Eustachi. Anatomical Engravings). Правда, их удалось опубликовать только в 1714 г., тем не менее, эта книга надолго сделалась бестселлером.
Со времен Ренессанса необходимость изучения анатомии в художественном образовании является общепризнанной. В XVII-XVIII вв. анатомия стала обязательным предметом в художественных школах большинства европейских стран. В это время врачи-анатомы в содружестве с художниками составили множество руководств и атласов (например, Ф. Тортеба, Ш. Эррар и Б. Дженга, К. Чезино, И. Лафатер и др.).
В России шаг к реалистической живописи был сделан Симоном Ушаковым (1626-86), который предпринял попытку написать и издать книгу «Азбука искусств». В нее, по словам автора, были включены в том числе и описания человеческого тела, необходимые в изобразительном искусстве (к сожалению, сама книга не сохранилась до наших дней). В 1757 г. в России была открыта Академия Художеств, в учебные планы которой вошла и анатомия, как обязательный предмет. Преподавателем был приглашен Максим Шеин (1712-62), анатом и художник, автор переводов на русский язык немецких руководств, создатель русской анатомической терминологии и рисунков к анатомическим атласам.
В 1770-е годы вышло в свет первое русское руководство к детальному изучению анатомии «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй...», составленное художником, профессором (впоследствии директором) Академии Художеств А. П. Лосенко. Он считается одним из создателей школы русского реалистического рисунка, основанной на принципах передачи объемов, использования анатомии, перспективы и пропорций. Его живописные работы и академические рисунки (числом около 200) были весьма ценны, пользовались известностью и являлись лучшим учебным пособием для нескольких поколений художников. Часть из них сохранилась в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея.
Выдающаяся роль в развитии анатомических знаний у русских художников XIX в. принадлежит профессору анатомии Академии Художеств И. В. Буяльскому. В творческом содружестве с лучшими художниками своего времени – К. П. Брюлловым, П. В. Басиным, Г. Г. Черенцовым и др. – он создал знаменитые атласы по анатомии, принесшие славу русской науке. Многолетний опыт И. В. Буяльского в области пластической анатомии нашел отражение в его книге «Анатомические записки для обучающихся живописи и скульптуре» (1860), с иллюстрациями профессора живописи В. К. Шебуева. Широкой известностью пользовались в свое время также учебники М. А. Тихомирова (1854) и М. Т. Тихонова (1906), по которым учились многие художники.
Отличия пластической анатомии от медицинской
Первоначально анатомия и для художников, и для врачей (а также физиологов, биологов) развивалась как единая наука. Но по мере накопления материала и появления потребности в изложении специализированных вопросов отличительные особенности пластической анатомии стали все больше осознаваться и выделяться. Можно отметить, что:
• в пластической анатомии основное внимание уделяется тем структурам, которые определяют внешние, видимые формы тела, тогда как подробности строения внутренних органов и систем для художников не представляют особого интереса; • пластическая анатомия интересуется строением живого тела, а не трупа, поэтому для нее важны динамические изменения рельефа фигуры в различных позах, при напряжениях и расслаблениях мышц, связок, при сдавливании и под действием тяжести; • большое значение имеет исследование биомеханики, возможных равновесий и движений тела и его частей, их анатомические причины и ограничения; • изучаются также вопросы, совершенно не характерные для медицинской анатомии: пропорции, «опорные» (топографические) или «опознавательные» точки фигуры, ракурсы и перспектива, возрастные, половые, расовые особенности и влияние внешней среды, выражение эмоций посредством мимики; все меньше используется специальная анатомическая терминология, наблюдается тенденция к замене ее более простой и интуитивно понятной.
По этим причинам анатомические атласы для врачей в настоящее время практически не находят применения в художественных учебных заведениях. Уже в XIX вв. наметилось расхождение в составе, стиле и последовательности изложения анатомических сведений в изданиях, специально предназначенных для художников, от медицинских руководств, хотя иногда и в наше время в подготовке таких книг участвуют авторы и с художественным, и с медицинским образованием.
Книги конца XIX – первой половины XX века
Одним из первых специализированных руководств для художников, снискавшим мировую популярность, явилась «Художественная анатомия» [3] французского анатома, скульптора и преподавателя рисования Поля Рише (1849-1933), который был известен несколькими сочинениями в этой области. Рише описывал структуру человеческого тела с научной точностью и скрупулезностью, принятой в медицинских атласах, однако отбирал только необходимые для художника данные. Оригинальное французское издание было впервые опубликовано в 1890 г., а через 35 лет вышел английский перевод под редакцией Роберта Хэла (автора и редактора многих книг по пластической анатомии). Английский текст впоследствии неоднократно переиздавался вплоть до конца XX в., т.к. эта книга до сих пор представляет не только исторический, но и вполне практический интерес. В ней свыше 400 точнейших изображений: описаны и детально зарисованы практически все кости и мышцы тела. Также применен очень удачный иллюстративный прием, впоследствии неоднократно использовавшийся в других атласах: для изучения рельефов мускулатуры даны фотографии и полутоновые рисунки частей тела, на которые наложены кальки с линейными прорисями их контуров и обозначениями. Труд Рише стал чем-то вроде канона для большинства напечатанных с тех пор произведений по анатомии для художников. Некоторым недостатком книги является то, что в ней еще почти не рассматривались равновесия и «большие» движения, хотя статические напряжения мускулатуры описаны весьма подробно. На русский язык эта книга, к сожалению, не переводилась.
Другой известный французский ученый XIX в. – профессор анатомии, академик медицины Матье Дюваль (1844-1907) – наряду с медицинскими трудами написал ряд книг для художников, в том числе даже исследование по истории пластической анатомии (Mathias-Marie Duval. Histoire d'anatomie plastique: les maitres, les livres et les echorches, 1898). Наиболее известная его книга – «Анатомия для художников» [4] – вышла на французском языке в 1884 г. и многократно переиздавалась. Она была переведена на английский (1905), русский (1917), немецкий (1922) языки, затем повторно издана на русском языке (1936) в переработанном виде, с добавленными и замененными иллюстрациями, и в 2001 г. переиздана вновь. Это курс лекций, в которых последовательно рассматриваются все элементы скелета, приведены сведения по антропометрии черепа (для разных рас, возрастов людей и античных статуй), исключительно детально описана мышечная система. Однако движения тела объясняются все еще на словах, иллюстрирована лишь мимика лица с показом ответственных за нее мускулов. Большинство изображений не создавались специально для этой книги, а заимствованы из самых различных источников – в основном, это известные анатомические рисунки и гравюры старых западных мастеров.
Альфред Фрип и Ральф Томпсон, два британских хирурга и анатома, в 1920 г. выпустили «Анатомию человека для студентов-художников» [5]. Все рисунки в ней выполнены специально для этой книги в едином стиле художницей Инессой Фрип. Этот учебник построен традиционно: сначала общая структура тела, затем подробнее скелет и мускулатура. Но параллельно с описанием костей сразу же поясняются повороты конечностей в суставах, а параллельно с изучением отдельных групп мышц – их функции в формировании движений, что можно считать шагом вперед. Хотя равновесию, движениям и различным ракурсам фигуры по-прежнему уделено недостаточно внимания. Особо подробно рассмотрены: анатомия головы и ее деталей, выражение эмоций, пропорции тела и возрастные изменения. Книга в целом глубокая и полезная, но ориентирована в первую очередь на чтение текста, из одних рисунков много информации не получить. На русский язык не переводилась.
Джордж Брант Бриджмен (1864-1943), преподаватель Высшей художественной школы Нью-Йорка, был широко известен своими лекциями, на которые в течении 30 лет собирались тысячи студентов. По свидетельствам современников, «живая и выразительная манера мистера Бриджмена придавала лекциям по анатомии необычайный интерес. Его превосходные рисунки... стали поистине новым словом в учебных пособиях по данному предмету... Упрощая формы и придавая им повышенную выразительность, Бриджмен сделал свой метод более простым для запоминания». Он также написал несколько оригинальных книг по пластической анатомии и рисунку фигуры человека, наиболее известной из которых стала «Конструктивная анатомия» [6], вышедшая в 1920 г. Она очень мало похожа на другие книги по анатомии. Рассматривая тело человека с точки зрения художника, а не анатома, Бриджмен обращает внимание прежде всего на расположение и движения основных масс. Для этого он систематически применяет прием разбиения фигуры на крупные обобщенные части и показывает их формы, ракурсы, соподчиненности, взаимосвязи и движения. Это не мешает автору затем углубляться все больше в «конструкцию» каждой исследуемой части и разбирать ее внутреннее устройство, доходя до мышц и костей, показывая огромное многообразие форм и ракурсов, возникающих при напряжениях, поворотах и скручиваниях. Таким образом, его метод является в некотором смысле противоположным традиционному. Свыше 500 схематических набросков автора напоминают по своему стилю и динамике скорее записные книжки Леонардо да Винчи, чем статичные, перегруженные деталями копии анатомических препаратов, выполненные профессорами анатомии XIX-XX вв. Книга может быть очень полезным дополнением к любому классическому курсу, хотя именно это издание на русский язык не переводилось. Однако очень похожие материалы воспроизведены в двух русских изданиях другой его книги [7]. Они хоть и были названы по-разному, на самом деле являются различающимися лишь в деталях переводами одной и той же книги Бриджмена.
Еще один преподаватель анатомии, работавший в Трафагенской художественной школе Нью-Йорка, француз Виктор Перар издал в 1928 г. книгу «Анатомия и рисование» [8] (повторно она выходила еще раз через 60 лет). Этот автор несколько более строго следовал традиционному подходу в изложении материала, чем предыдущий, и не отличался таким оригинальным стилем в рисовании. Тем не менее, он поместил на страницы своей книги огромное количество линейных контурных рисунков не только анатомических деталей, но и человеческих фигурок, лиц, кистей рук, ног, торсов и «экорше» в самых разнообразных позах и движениях, благодаря чему это скорее богато иллюстрированный атлас, чем учебник. И хотя книга на русский язык не переводилась, подробнейшие иллюстрации делают ее вполне доступной самой широкой аудитории.
В довоенные годы в СССР изучение пластической анатомии заняло прочное место в системе средних и высших художественных школ. В 1920-х – 30-х годах в художественных вузах Москвы ее преподавали известные советские анатомы П. И. Карузин и Б. Н. Усков, являвшиеся авторами собственных учебников. П. И. Карузин (1864-1939) посвятил многие годы изучению пропорций тела человека, мимики, а также истории пластической анатомии. Его руководство [9] стало в те годы ценным пособием для художников и скульпторов, как и анатомический атлас Б. Н. Ускова [10], переизданный затем в 1963 г. Кроме того, выходили и некоторые другие книги по пластической анатомии разных авторов [11, 12]. Однако этих сравнительно кратких и несистематических курсов было недостаточно. Поэтому благодаря усилиям Б. Н. Ускова в 1936 г. было осуществлено новое издание на русском языке уже упоминавшихся лекций Дюваля [4].
Преимуществом книг начала XX вв. и более ранних является то, что многие из них сейчас свободно и легально доступны в виде электронных копий в Интернете, т.к. уже не охраняются авторским правом.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ: ОБЗОР УЧЕБНИКОВ И РУКОВОДСТВ (2)
Послевоенные книги по пластической анатомии
Одним из наиболее известных на Западе изданий середины XX века является «Атлас анатомии человека для художника» [13] Стивена Роджерса Пека. Это достаточно полный и систематический учебник. В предисловии автор особо отмечает, что важно сохранить целостное восприятие человеческой фигуры, которое легко утрачивается в учебном процессе при концентрации внимания на многочисленных деталях. Разделы о костно-мышечной системе написаны в духе классических руководств. В качестве иллюстраций в основном использованы фотографии с качественных объемных анатомических муляжей. Они сопровождаются обобщенными схематическими зарисовками и карандашными набросками, которые поясняют отдельные моменты и очень оживляют книгу. В главе «Анатомия поверхности тела» рассмотрены менее традиционные вопросы: внешние особенности, связанные с жировыми отложениями, расположением вен, строением волосяного покрова, деталей лица, ногтей и пр. В следующих главах кратко описаны пропорции, равновесие и движения тела, а также – гораздо подробнее – возрастные, половые, расовые и иные различия между людьми. В последней главе изучается мимика лица, ее связь с эмоциональными состояниями, работа лицевой мускулатуры. Книга повторно издавалась в 1982 г., но на русский язык не переводилась.
«Анатомический атлас для художников» Фрица Шидера [14], изданный в 1957 г. на английском языке (русский перевод вышел в 2004), на протяжении многих лет успешно использовался в качестве учебного пособия. Анатомические рисунки костно-мышечного аппарата, приведенные в книге, своей детализацией и реалистичностью напоминают медицинские атласы, но дополнены важными для художника схемами движений, а мышцы на них – возможно, впервые в изданиях такого рода – выделены цветом, что выгодно отличает данное пособие от многих предыдущих. Большинство иллюстраций построено по такой схеме: изображена внешняя форма изучаемой части тела в определенном состоянии (напряжении, повороте, движении) и рядом – она же в виде цветного рисунка внутренней костно-мышечной структуры в этом же состоянии, что делает объяснение ее устройства и функций чрезвычайно наглядным. Применены также фотографии, сопровождающиеся схематическими рисунками и пояснениями.
Для обеспечения потребностей системы профессионального художественного образования в СССР после войны вышел комплект репродукций «Анатомические рисунки русских художников» [15], а также учебники Н. Г. Механика [16] и М. Ф. Иваницкого [17]. Анатомические таблицы были включены в фундаментальное трехтомное руководство для самодеятельных художников [18], что говорит о достаточно высоких требованиях к проведению занятий по изобразительному искусству на курсах, в кружках и «народных университетах» для любителей, получивших распространение в 1950-е – 60-е годы.
Из зарубежных изданий в это время в нашу страну проникали в основном книги стран «народной демократии», которые или переводились на русский язык, или иным образом поддерживались властью по политическим соображениям. Оборотной стороной этого часто оказывалось обилие излишних рассуждений о «соцреализме» и «задачах строительства нового общества», встречавшихся чуть ли не на каждой странице таких книг. Что поделаешь, тогда для демонстрации лояльности авторам необходимо было даже изучение обнаженной натуры обосновать с точки зрения господствовавшей идеологии и морали. Тем не менее, научный и художественный уровень многих руководств по анатомии, созданных в этот исторический период, весьма высок, и они до сих пор широко применяются в учебном процессе.
Из таких изданий в первую очередь необходимо упомянуть масштабные труды художника-педагога из ГДР, профессора Готфрида Баммеса (1920-2007), которые и в прошлые годы, и сейчас многими признаются непревзойденными и ценнейшими для художественного образования. Они богато иллюстрированы рисунками самого Баммеса, его учеников, других современных художников, фотографиями, а также произведениями известных мастеров, в том числе в цвете. Книга «Обнаженный человек» [19] представляет собой прекрасный, фундаментальный (470 с.) учебник пластической анатомии, как по описанию внешних форм тела, так и по объяснению внутренней конструкции костно-мышечной системы, а также равновесия и движений. Она охватывает практически все вопросы, содержит исчерпывающие иллюстрации и уже много лет является настольной книгой многих преподавателей пластической анатомии и рисунка фигуры человека. В другой известной книге Баммеса «Видеть и понимать» [20] многочисленные авторские иллюстрации представляют человека как набор масс и плоскостей, что позволяет развить углубленное понимание соотношения внешних форм с внутренней конструкцией. Интересно, что в этом издании воспроизведены многие фотографии с классной доски, на которой Баммес во время своих лекций мастерски рисовал разноцветным мелом очень наглядные анатомические и биомеханические схемы, поясняя устройство, равновесие и движения фигуры человека и ее частей. Это позволяет нам как бы присутствовать на занятиях у выдающегося художника-педагога. А еще одна книга «Мы рисуем человека» [21] отчасти объединила две предыдущие, а также включила множество рекомендаций и примеров по рисованию фигуры человека с натуры. Таким образом, она стала одновременно и курсом анатомии, и пособием по анатомическому рисунку. Все эти работы Баммеса не переводились, но настоятельно рекомендовались для ознакомления всем художникам, даже не владеющим немецким языком, из-за одних только иллюстраций.
Особняком стоит книга Баммеса «Изображение фигуры человека» [22], посвященная целостному восприятию человеческого тела. От других книг она отличается тем, что тут собственно материала по пластической анатомии не так уж много и он не расположен в систематическом порядке. Но зато здесь рассматривается множество таких вопросов, которых нет больше нигде, понимание которых необходимо при рисовании человеческой фигуры, а также имеются прекрасно подобранные примеры. Кроме философского осмысления широкого круга теоретических проблем, в каждой главе приводятся упражнения и этюды, например, на разработку фигуры в покое и движении, на освоение пропорций, на овладение материальной телесностью и объемно-пространственными структурами, на решение особых пластических задач архитектоники головы, на индивидуализацию и обобщение, на достижение выразительности образа человека. Это – первая из книг Баммеса, переведенная на русский язык. Она достаточно доступна учащимся, имеется в библиотеках. В 2011 г. появилось объявление о выпуске еще одного русского перевода Баммеса – книги «Образ человека» [23], представляющей собой полное издание последней переработанной редакции книги [19], дополненное конструктивистским подходом к скелету и фигуре и изучением упрощенных форм тела (508 стр., более 550 иллюстраций). Таким образом, можно надеяться, что наконец-то один из самых лучших учебников по пластической анатомии, рекомендуемый практически всеми художественными учебными заведениями, станет полноценно представлен русскоязычной аудитории. К сожалению, книга [23] пока остается мало доступной студентам и учащимся из-за установленной издательством непомерно высокой цены и практически полного отсутствия ее в библиотеках...
Енё Барчаи (1900-88) – венгерский художник, профессор Будапештской высшей школы изобразительных искусств, известен широко распространенным учебником «Анатомия для художников» [24], издававшимся на русском языке в 2001, 2006 и 2010 гг. Эта книга – результат его многолетней педагогической деятельности. Она может служить и учебным пособием, и справочником для начинающего художника при изучении строения человеческого тела. Одна из ее особенностей – то, что автор описывает мускулатуру послойно: сначала глубокие слои, затем поверхностные. В большинстве других руководств нет такого детального описания глубоких мышц и их функций. Кроме того, формы и сочленения костей, соответствующие им мышцы и движения рассматриваются совместно, параллельно, для каждой части тела. При иллюстрации своих объяснений Барчаи использует метод художественного воспроизведения. Его анатомические рисунки – не только точное изображение костей и мускулов, но и работы, представляющие самостоятельную художественную ценность. Сам автор так объясняет свой подход: «Кости и мышцы человеческого тела образуют сложную систему, в которой самое незначительное движение влияет на все строение в целом, изменяя картину движений, равновесие, игру форм. Поэтому я старался, соблюдая целесообразную очередность, указать на общие связи и при изложении отдельных частей. По этой же причине я не мог использовать фотографические снимки, потому что снимки не передают того, что видит человеческий глаз, выделяя существенные и характерные черты и отодвигая на задний план менее важные: снимок лишь бесстрастно фиксирует картину, попадающую в объектив фотоаппарата». Однако это является и определенным недостатком книги: ярко выраженный авторский стиль рисунков Барчаи у некоторых читателей вызывает неудовольствие. Благодаря нескольким изданиям последних лет и наличию в библиотеках книга вполне доступна учащимся.
Менее известным, хотя весьма оригинальным и познавательным является труд румынского автора Георге Гицеску [25], профессора пластической анатомии Института изобразительных искусств им. Николае Григореску в Бухаресте, переведенный в 1963 г. на русский язык. Это фундаментальное исследование разделено на три тома. Том 1 «Строение тела» служит введением в пластическую анатомию и раскрывает законы строения тела человека с точки зрения его внутреннего скелета и внешних форм. В нем обсуждается общая характеристика и история пластической анатомии, связь с развитием медицины и антропологии. В учении о скелете большое внимание уделено взаимоотношению телосложения и скелета, определению опознавательных ориентирных точек. Приведены довольно редкие данные по различным формам головы и типам черепа. Изучаются законы пропорциональности тела и его частей. Обстоятельно разобраны изобразительные каноны, раскрыта динамичность пропорций тела и произведена оценка их для художественного творчества. Содержанием тома 2 «Формы тела в покое и движении» является строение живого тела с позиций внешней морфологии, архитектонического значения размеров и пропорций на основе его анатомических структур и функций. Равновесие, осанка и биомеханика движений (особенно на примерах разнообразных гимнастических упражнений) рассмотрены гораздо глубже и подробнее, чем это обычно делается в книгах для художников. В этой работе биомеханика, наука о статических и динамических функциях организма, проникает в область художественной анатомии и находит свое применение наряду с элементарно-пластической анатомией. В томе 3 «Пластическая морфология. Экспрессивность» систематизированы анатомические данные, объясняющие внешнее моделирование тела. В главе «Дифференциальная морфология» описывается биологический прототип, свойственный каждому изображению, что открывает для изучения тела новую область, представляющую большой интерес с художественной точки зрения. В этой главе трактуются природные различия, позволяющие систематизировать бесчисленные индивидуальные варианты путем отнесения их к соответствующим категориям или типам. Иллюстративная часть книги отличается высоким уровнем. Кроме классических рисунков, автор представил множество собственных зарисовок, а также фотографий обнаженной фигуры и частей тела в разных позах и движениях, сопровождающихся схемами внутреннего строения и пояснениями. В целом книга мало повторяет выходившие ранее издания. Очевидно, автор проводил обширные самостоятельные исследования и проанализировал большой объем медицинской и антропологической литературы с целью введения этих знаний в обиход художников-анатомов. Из иллюстраций также видно, что профессор Гицеску участвовал в создании некоторых скульптур-экорше для Института изобразительных искусств. К сожалению, книга в настоящее время является библиографической редкостью.
Представление о советской школе преподавания данного предмета во второй половине XX в. дает «Пластическая анатомия» Г. М. и В. Н. Павловых [26], издававшаяся в 1949, 1954 и 1967 гг., а в 2000 г. еще раз переизданная Г. Г. Павловым. Это уже не фрагментарные довоенные издания, объяснявшие отдельные вопросы, а полноценный самостоятельный курс, дающий учащемуся глубокие знания закономерностей строения тела человека. Учебник использовался при подготовке не только художников и скульпторов, но также хореографов, специалистов сценического искусства, театра и кино, спортсменов, работающих в области художественной гимнастики, акробатов и мастеров фигурного катания. В нем сначала довольно подробно излагается история анатомии, затем следует последовательное объяснение строения скелета, мускулатуры, кожных покровов и пропорций человека, с упором на те анатомические структуры, которые формируют рельеф тела и изменяются в зависимости от движений и эмоциональных состояний (поза, мимика, жесты). Введены материалы по анатомическому анализу пластики и рельефа обнаженной фигуры в различных положениях при покое и сложных движениях. В иллюстрациях использованы анатомические рисунки, многочисленные фотографии мастеров спорта, танцовщиков и актеров, академические этюды художников прошлого и современных, репродукции отдельных произведений живописи и скульптуры из музейных коллекций, а также изображения из выходивших ранее отечественных и зарубежных изданий по пластической и медицинской анатомии.
Другой известный советский автор – М. Ц. Рабинович, художник-педагог с высшим медицинским образованием, выпустил две книги по пластической анатомии [27]. Его подход отличается тем, что подчеркивается необходимость не только дать учащимся некоторую сумму анатомических знаний, но и оказать прямую помощь в работе над овладением формой, в собирании единого целого из разрозненных элементов, в практическом осуществлении завершающего этапа – анатомическом построении рисунка. Автор поставил цель преодолеть разобщенность между изучением анатомии и ее применением для решения конкретных изобразительных задач, т.е. подать предмет как единую изобразительную дисциплину. Кроме многочисленных детальных иллюстраций в тексте, в книгах Рабиновича имеются приложения с примерами анатомического разбора полных человеческих фигур в разнообразных позах и поворотах, на основе классических рисунков лучших мастеров русской школы, что позволяет не только ознакомиться с анатомическим построением, но и понять, как оно помогало художникам создавать произведения искусства. Также предлагаются изображения обнаженного тела в классической скульптуре и живописи с «врисованными» в них мышцами и скелетом, что представляет собой уникальный методический материал. Благодаря использованию цветных изображений и наложенных на них калек с прорисями анатомических структур эти иллюстрации содержат по три элемента: репродукции исходных образцов (внешняя форма), совмещенные с ними «экорше» (показана вся поверхностная мускулатура) и скелет. Часть рисунков для книг была выполнена художницей М. М. Сперанской.
Продолжение... Мудрый не тот, кто знает ответы на все вопросы, а тот, кто знает вопросы, на которые нет ответов (Урсула Ле Гуин)
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ: ОБЗОР УЧЕБНИКОВ И РУКОВОДСТВ (3)
Популярные авторские курсы
Руководства по пластической анатомии, отличающиеся выраженными индивидуальными особенностями стиля их авторов в изложении и иллюстрировании материала, остаются достаточно привлекательными, хотя и не для всех. Подчас они вызывают неоднозначное отношение среди художников и педагогов. Конкретные рекомендации – кого предпочесть? – в таких случаях полны субъективизма и личных пристрастий. Чтобы избежать крайностей, рассмотрим только наиболее употребительные и при том наименее одиозные из публикаций последних десятилетий.
Три работы Луизы Гордон [28-30], выпущенные на английском, а также испанском и русском языках, в сумме представляют собой сжатое, очень конспективное, но весьма полезное введение в предмет. Несмотря на то, что в русском переводе в названии ни одной из них не осталось слова «анатомия», на самом деле они посвящены вовсе не технике рисунка, как можно было бы предположить, а именно основам анатомии для художников. Недостатком является как раз то, что они вышли в трех разных книгах: общая анатомия фигуры [28], анатомия движений [29], анатомия головы [30]. Такое разделение явно продиктовано издательскими (возможно, коммерческими), а не педагогическими соображениями. Из-за этого некоторые темы в разных книгах повторяются, в том числе тексты – дословно, рисунки – один в один. Изложение анатомии головы все равно требует привлечения сведений об устройстве шеи и плечевого пояса, а для выяснения механики движений приходится заново рассматривать костно-мышечные структуры. Такие интересные и нестандартные вопросы, неплохо изложенные Гордон, как «опорные точки» фигуры, перспектива и ракурсы, влияние анатомических особенностей на светотеневое моделирование, в действительности имеют общий характер. Они относятся ко всем трем книгам, а не только к тем, в которые оказались включены. Для учащихся, вероятно, было бы гораздо удобнее объединить книги Гордон в единое переработанное руководство.
Джованни Чиварди, признанный специалист в области анатомического рисунка, профессор Миланской академии изобразительных искусств, является автором десятков книг по рисованию человеческой фигуры и пластической анатомии. Уже в течение 30 лет они издаются и используются во всем мире; многие из них в последние годы переводились на русский язык. Интересно, что Чиварди окончил медицинский университет и преподавал анатомию и рисунок в учебных заведениях Италии, Франции, Дании. Как сказано в аннотации одной из его книг: «Свое увлечение медицинской анатомией и дар рисовальщика он объединил в научной работе по исследованию их взаимосвязи». Тем не менее, книги Чиварди отличает методика изложения, принятая именно в пластической, а не в медицинской анатомии. Наиболее «анатомическими» (из числа изданных на русском языке) книгами Чиварди можно назвать [31-33]. Автор пропагандирует необходимость комплексного понимания процесса художественного изображения человека, объединяя чисто созерцательный, или образный («гештальт») подход с конструктивным, рациональным, но без часто встречающегося противопоставления их друг другу. Большинство иллюстраций в книгах Чиварди – очень точные карандашные зарисовки с натуры, выполненные в великолепной академической технике. Использованные для позирования модели пластичны, спортивны, современны и привлекательны. Рисунки принадлежат обычно самому автору, они очень четко привязаны к теме каждой книги и достаточно редко повторяются в других его книгах.
Джозеф Шеппард – автор шести книг по обучению рисованию, он вел курс рисунка, живописи и анатомии в Мэрилендском институте художеств (США), затем переселился в Италию. Непосредственно пластической анатомии посвящена его книга «Анатомия. Полное руководство для художников» [34]. Она не переводилась на русский язык, но по содержанию к ней близка изданная в 2000 г. в русском переводе «Обнаженная натура» [35]. Характерная для Шеппарда педагогическая идея видна из его высказывания: «Крайне важно понимать анатомию и хорошо знать пропорции фигуры. Очень скоро вы начнете понимать, что рисуете и видите лишь то, что уже знаете». Большинство иллюстраций в его книгах представляют собой оригинальные рисунки автора, выполненные им в классе, в процессе работы со студентами в разных техниках, с живой натуры. Для книги они были специально отобраны за десятилетний период преподавания. Рисунки располагаются сначала по позициям фигуры – стоя, сидя, на коленях, а потом по ракурсам – спереди, сзади и сбоку. Каждый из них автор обсуждает примерно так же, как делал это в классе. И все анатомические вопросы излагаются в ходе этих пояснений: пропорции, расположение и распределение веса тела, вариации и типы, изображение фигуры в движении и др.
Бёрн Хоггарт (1911-96), известный американский художник-иллюстратор (в частности, романов Э. Берроуза о Тарзане), соучредитель Нью-Йоркской Школы визуальных искусств, написал несколько исключительно познавательных книг по технике рисунка фигуры человека. Из них ближе всего к предмету пластической анатомии «Динамическая анатомия для художников» [36], переведенная на русский язык в 2001 г., а в 2003 г. вновь выпущенная на английском в переработанном виде. Она начинается с обширного литературного изложения истории пластической анатомии, наполненного полемикой по поводу коллизий дуализма искусства и науки, творчества и морали. Автор не упускает случая высказать свои оригинальные идеи по философии культуры и утверждает, что его книга «предлагает новые пути, новый подход... и к человеческой фигуре, и к этике художника, и к научным принципам, и к гуманистическим задачам». В дальнейшем, при изложении собственно анатомических вопросов, основной акцент делается на связях масс при движениях фигуры и на том, как эти массы влияют на формы поверхностей и на их визуальное наблюдение при рисовании. Считая, что чисто анатомические подробности читатель легко найдет в медицинских и др. атласах, Хоггарт предлагает «заглянуть в магию живой, а не рассеченной фигуры». Иллюстрации в его книгах выразительны и информативны, но они настолько отражают индивидуальную манеру художника (подчеркнутый конструктивизм форм, усиленный резкими светотеневыми контрастами и преувеличенными рефлексами), настолько далеки от академизма, что вызывают отторжение у некоторых критически настроенных читателей. Однако нельзя не признать, что книги Хоггарта глубоки, грамотны, помогают уяснить динамику мышечных масс, движений и поворотов фигуры и ее частей, и в этом их несомненное достоинство. По свидетельствам современников, Хоггарт оказал большое влияние на всю американскую систему художественного образования.
«Анатомия человека для художников» Элиота Голдфингера [37], скульптора, художника и педагога, выпущенная в 1991 г., – очень наглядный анатомический атлас. В нем каждая из последовательно рассматриваемых деталей человеческого тела представлена даже в четырех параллельных вариантах: фотография внешнего вида (с обнаженной натуры), рисунок поверхностных мышц («экорше»), рисунок глубинных мышц и костей, и скелетная основа с объяснениями работы суставов и связок. На рисунках применяется выделение важных участков цветом. Аналогично показаны различные выражения лица и работа лицевых мышц. Таким способом охвачены практически все аспекты фигуры, правда, в основном в статике и только в стандартных ракурсах. Некоторые вопросы равновесия и движений проиллюстрированы на манекенах. Хотя книга не переводилась на русский язык, но фактически и не требует обязательного чтения текста, большая часть материала понятна из иллюстраций.
«Анатомия для художников» Сары Симблет [38], изданная в Великобритании в 2001 г., представляет собой не столько учебник, сколько справочник. Она может быть интересна большим количеством весьма художественно выполненных цветных и черно-белых фотографий обнаженной натуры (свыше 250), показывающих мужские и женские модели в различных нестандартных позах, перемежающиеся схематическими рисунками структуры костно-мышечной системы (свыше 100). Возможно, такой подход к изложению материала будет способствовать тому, чтобы художники, разбираясь в подробностях внутреннего устройства тела, не забывали о красоте и бесконечной пластичности его внешних форм. На русский язык книга не переводилась.
Современные курсы компилятивного типа
В последнее время основной задачей составителей руководств по пластической анатомии оказывается не столько проведение самостоятельных научных исследований в этой области, сколько тщательный отбор и педагогически грамотное изложение уже известного материала, снабжение его максимально наглядными иллюстрациями. Поэтому современные книги по этому предмету все чаще представляют собой не уникальные авторские курсы, как это было еще в XIX и отчасти в XX в., а профессионально составленные компиляции. На первый план сейчас выходят красочность и «объемность» используемых иллюстраций, изучение динамики движений практически параллельно с морфологией тела (а не в специальных разделах курса), активное применение концепции обобщенных форм и объемов, а также соотнесение анатомического видения натуры с конечными целями рисунка и живописи в их различных манерах и стилях. Такой подход может иметь, конечно, и плюсы, и минусы.
В этой связи особо хотелось бы отметить книги издательской группы Паррамон Эдисьонес (Испания), созданные при участии и под руководством Хосе Паррамона. Многие прекрасные книги этого издательства переводились на русский язык. В их числе –«Анатомия для художников» [39], вышедшая в серии «Все о технике». Эта книга предлагает читателю современное практическое руководство для изучения анатомического рисунка. Она содержит краткий описательный материал по костной системе, мускулатуре и движениям, представляющим интерес в художественной практике. Представлен также богатый визуальный ряд, включающий всевозможные типы иллюстраций: репродукции работ известных мастеров, контурные пояснительные схемы (в том числе с цветовыми выделениями деталей), штриховые тональные и цветные рисунки, цветные фотографии объемных муляжей, цветные изображения трехмерных компьютерных моделей скелета, и др. Иллюстрации даются с разных углов зрения и в многообразных движениях. На изображениях торса читатель сможет ясно увидеть каждую мышцу, при изучении конечностей – наглядно представить себе точки прикрепления мышц, работу сухожилий и суставов. В конце глав и всей книги предлагаются подробные схемы для упражнений в анатомическом рисунке и примеры законченных работ с объяснениями. Это позволяет использовать данное издание и как теоретический курс, и для практических занятий.
Наконец, наш обзор завершает еще одно современное руководство по пластической анатомии компилятивного характера, составленное отечественным автором, художником-графиком Андреем Кузнецовым – «Атлас анатомии человека для художников» [40]. В нем собрана и систематизирована обширная информация об анатомии человеческого тела с точки зрения его внешней формы. Книга претендует на весьма полное по охвату материала учебное пособие энциклопедического типа, предназначенное для всех, кто желает научиться натурному и ассоциативному рисованию человека. Последовательно и подробно изложены сведения о пластике человеческого тела в целом и в его фрагментах. В соответствии с учебными задачами издание содержит переработанные копии рисунков известных художников, в том числе из рассмотренных в данном обзоре книг Г. Баммеса, Е. Барчаи, Г. М. и В. Н. Павловых, а также иллюстрации, созданные с помощью компьютерной графики, фотографии моделей в различных позах и движениях. Большинство иллюстраций – красочные, широко применяется наглядный прием совмещения на рисунках внешних контуров тела с изображением скелета и мышц, в различных позах и движениях. Пояснения к рисункам даны кратко, тезисно, содержат только самую необходимую информацию. Учебником эта книга вряд ли может служить, но как справочное руководство она будет полезна любому художнику.
Заключение
В этом обзоре представлены только те издания по пластической анатомии человека, которые отличаются наибольшим историческим и практическим значением. Ограниченный объем статьи не позволяет охватить все существующие книги, а также рассмотреть здесь же такие полезные и примыкающие к данной теме вопросы, как:
• изучение пластической анатомии животных, а также мифологических, сказочных и фантастических существ; • изучение особенностей условной передачи анатомии персонажей в отдельных изобразительных стилях и традициях, например, в иллюстративной графике и комиксах (манга), мультипликации, компьютерных играх; • использование в учебном процессе видеокурсов по пластической анатомии, получивших большое распространение в последние годы; • использование компьютерных средств 3D-моделирования с целью получения образцов для упражнений в анатомическом рисунке (например, программа Poser, проект Станфордского университета по созданию цифровой 3D-копии «Давида» Микеланджело, и др.).
Если представится возможность, этим темам было бы интересно посвятить в будущем отдельные статьи.
Литература
1. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки. – М.: Наука, 1965. 2. Andreae Vesalii. De humani corporis fabrica. – 1543 (на латинск. яз.). Доступно на сайте U.S. National Library of Medicine. 3. Richer P. Anatomie artistique. – Paris, 1890 (на франц. яз.). Переизд.: Paul Richer, Robert Hale. Artistic Anatomy (Practical Art Books). – Watson-Guptill, 1986. ISBN 0823002977 (на англ. яз.). 4. Дюваль М. Анатомия для художников. – М.: ОГИЗ, 1936. Переизд.: «Изд-во В. Шевчук», 2001. ISBN 5-94232-010-1 / Ориг. изд.: Mathias Duval. Precis d’Anatomie Artistique. – Paris, 1884, 1891 (на франц. яз.). Доп. и исправл. изд.: Duval's Artistic Anatomy. Edited by A. Melville Paterson. – London, 1905. (на англ. яз.). 5. Fripp A. D., Thompson R. Human Anatomy for Art Students. – London, 1920 (на англ. яз.). 6. Bridgman G. Constructive Anatomy. – Pelham, New York, 1920. Переизд.: Dover Publications, 1973. ISBN 0486211045 (на англ. яз.). 7. Бриджмен Дж. Полное руководство по рисунку с натуры. – М.: АСТ, Астрель, 2006. ISBN 5-17-032672-6. См. также: Бриджмен Дж. Человек как художественный образ. Полный курс анатомического рисования. – М.: Эксмо, 2005. ISBN 5-699-08604-8. 8. Perard V. Anatomy and Drawing. – Kingsport Press, Kingsport, Tennessee, 1928 Переизд.: Random House Value, 1989. ISBN 0517680181 (на англ. яз.). 9. Карузин П. И. Руководство по пластической анатомии: о размерах, росте и пропорциях человеческого тела. – М.: Госиздат, 1921. 10. Усков Б. Н. Анатомический атлас: для самодеятельных художников. Ч. 1, 2. – М.: 1939, 1940. Переизд. Акад. Художеств в 1963. 11. Лысенков Н. К. Пластическая анатомия. – М., Л.: Госиздат, 1925. 12. Моллье С. Пластическая анатомия: конструкция человеческого тела. – Л., М.: Искусство, 1937. 13. Peck S. R. Atlas of Human Anatomy for the Artist. – Oxford University Press, New York, 1951. Переизд. в 1982. ISBN 0195030958 (на англ. яз.). 14. Шидер Ф. Анатомический атлас для художников. – М.: Эксмо, 2004. ISBN 5-699-07440-6. / Пер. с англ. изд.: Schider F. An atlas of anatomy for artists. – Dover Publications (3rd edition), 1957. 15. Алексич М. Н., Кузнецов А. М., Лейзеров И. М. Анатомические рисунки русских художников. – М.: Искусство, 1952. 16. Механик Н. С. Основы пластической анатомии. – М.: Искусство, 1958. 17. Иваницкий М. Ф. Очерк пластической анатомии человека. – М.: Искусство, 1955. 18. Рисунок и живопись: руководство для самодеятельных художников. Т. 2. – М.: Искусство, 1961. (Пластическая анатомия. Таблицы – С. 93.) 19. Bammes G. Der nackte Mensch. – VEB Verlag der Kunst, Dresden, 1969. Переизд. в 1982 (на немецк. яз.). 20. Bammes G. Sehen und Verstehen. – Volk und Wissen, Berlin, 1985. ISBN 4473480479 (на немецк. яз.). 21. Bammes G. Wir zeichnen den Menschen – Volk und Wissen Volkseigener Verlag, Berlin, 1989. ISBN 0486436411 (на немецк. яз.). 22. Баммес Г. Изображение фигуры человека. – Сварог и К, 1999. ISBN 593070015-X. / Пер. с нем. изд.: Figurliches Gestalten. Ein Leitfaden fur Lehrende und Lernende von Gottfried Bammes. – Volk und Wissen, Berlin, 1984. 23. Баммес Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников. – СПб: Дитон, 2011. / Пер. с нем. изд.: Bammes G. Die Gestalt des Menschen. Lehr- und Handbuch der Kunstleranatomie. – Ravensburger Buchverlag Otto Maier GmbH, 2002. 24. Барчаи Е. Анатомия для художников. – Эксмо-Пресс, 2001. ISBN 5-04-005394-0. Переизд. в 2006, 2010. 25. Гицеску Г. Пластическая анатомия. В 3-х тт. – Бухарест: Мередеане, 1963. 26. Павлов Г. М., Павлова В. Н. Пластическая анатомия.– М.: Наука, 1967. Переизд. в 2000. 27. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основе. – М.: Изобразит. искусство, 1985. См. также: Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. – М.: Высшая школа, 1971, 1978. 28. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. ISBN 5-04-005393-2. / Пер. с англ. изд.: Louise Gordon. Anatomy and Figure Drawing. – BT Batsford Ltd, London, 1997. 29. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. ISBN 5-04-005392-4. / Пер. с англ. изд.: Louise Gordon. The Figure in Action. – BT Batsford Ltd, London, 1997. 30. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека. – М.: Эксмо, 2004. ISBN 5-04-005202-2. / Пер. с англ. изд.: Louise Gordon. Drawing the Human Head. – BT Batsford Ltd, London, 1996. 31. Чиварди Дж. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела (пер. с итальянск.) – М.: Эксмо-Пресс, 2001. ISBN 5-04-008474-9. 32. Чиварди Дж. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании тела (пер. с итальянск.) – М.: Эксмо-Пресс, 2002. ISBN 5-04-008469-2. 33. Чиварди Дж. Рисунок. Человеческое тело. Анатомия. Морфология. Пластика. (пер. с итальянск.) – М.: Эксмо, 2004. ISBN 5-699-01897-2. 34. Sheppard J. Anatomy. A Complete Guide For Artists. – Watson-Guptill, 1975. ISBN 0-8230-0218-7 (на англ. яз.). 35. Шеппард Дж. Обнаженная натура. Искусство рисования человеческого тела. – Минск: Попурри, 2000. ISBN 985-438-467-5. 36. Хогарт Б. Динамическая анатомия для художников. – Тула: Родничок, М.: Астрель, АСТ, 2001. ISBN 5-17-005307-Х. / Пер. с англ изд.: Burne Hogarth. Dynamic Anatomy. – Watson-Guptill, 1958. Доп. и исправл. изд.: Dynamic Anatomy (Revised and Expanded), 2003. 37. Goldfinger E. Human Anatomy for Artists. The Elements of Form. – Oxford University Press, 1991. ISBN 0195052064 (на англ. яз.). 38. Simblet S. Anatomy for the Artist. – A Dorley Kindersley Book, 2001. ISBN 0-7513-3441-3 (на англ. яз.). 39. Все о технике: анатомия для художников. – Арт-Родник, 2003. ISBN 5-88896-088-8. / Пер. с испанск. изд.: Todo sobre la anatomia artistica. – Parramon Ediciones, 2002. 40. Кузнецов А. Ю. Атлас анатомии человека для художников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. ISBN 5-222-01799-0.
Мудрый не тот, кто знает ответы на все вопросы, а тот, кто знает вопросы, на которые нет ответов (Урсула Ле Гуин)