Вход · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS Наша группа в ВК!
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: Gita_Ogg  
Форум » Школа писателей » Справочник » Жанры (Библиотека)
Жанры
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 15:04 | Сообщение # 31

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Баллада

Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo — танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья — лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Баллада становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов). Классическая французская Баллада 14—15 вв. — бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), «посылка» (обращение к лицу, которому Баллада посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и «посылки»). Образец — Баллада «О женщинах былых времён» Ф. Вийона. В средневековой Англии Баллада — народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Баллада о Робине Гуде). Баллада, близкая английской и шотландской народной Баллада, стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне — в Германии). Зачинателем Баллада в русской поэзии был В. А. Жуковский. Баллада писали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М. Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий — авторы Баллада с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Баллада лироэпической «тональности» (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.).

Расцвет вокальной Баллада (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Баллада в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Баллада представлена в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Баллада связаны с романтической поэзией — «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Баллада получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

Инструментальная Баллада — жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность — с картинной живописностью (Баллада для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Баллада и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Баллада для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Баллада Вкладом в развитие вокальных Баллада явились Баллада на слова Баллада Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Баллада нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку («Баллада Витязя» из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 15:04 | Сообщение # 32

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Сказка

Сказка, один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказка называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художественной эпики Сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает Сказка связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во многих Сказка нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для Сказка, сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в Сказка изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В настоящее время одни Сказка продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В Сказка народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем Сказка обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими Сказка свои индивидуальные черты, поэтому большинство Сказка известно во многих вариантах.

Можно выделить наиболее характерные группы Сказка, каждая из которых имеет особую морфологическую структуру. Сказка о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Северной Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных Сказка также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные Сказка о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные Сказка всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные Сказка излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих Сказка проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и Сказка об исторических деятелях. Бытовые Сказка часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные Сказка и др.

Народным сказкам посвящена большая исследовательская литература. Представители мифологической теории в фольклористике изучали Сказка как «осколок древнего мифа». Компаративисты (см. Компаративизм) интересовались главным образом совпадением сюжетных схем или отдельных мотивов в Сказка разных народов и пытались установить пути распространения Сказка Сторонники антропологической школы создали теорию о единой бытовой и психологической основе самозарождения сказочных сюжетов. Советская фольклористика, изучая Сказка, опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революционных демократов, М. Горького о народном творчестве. Советскими учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в Сказка Лучшие сборники Сказка разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Таковы сборники восточных Сказка «Тысяча и одна ночь», индийской «Панчатантра», немецких Сказка братьев В. и Я. Гримм, сборник русских Сказка, составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. время опубликованы многочисленные сборники Сказка народов СССР. Сказка постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные Сказка Таковы сказки А. Сказка Пушкина, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов. литературе — А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Сказка Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирического использования возможностей Сказка являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам Сказка обращаются художники и композиторы.



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 15:05 | Сообщение # 33

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Поэма

Поэма (греч. póiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэма называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). Поэма развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» и др.). Известно много жанровых разновидностей Поэма: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, Поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась Поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была Поэма с романическими особенностями сюжета («Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, в известной мере — «Неистовый Роланд» Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в Поэма выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция — особенности, характерные уже для предромантических Поэма («Фауст» И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию Поэма

«Вершинные» в эволюции жанра романтической Поэма произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова («Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо») проявляются жанровые тенденции, характерные для развития Поэма в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал).

В Поэма 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание» А. Белого).

В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности Поэма: возрождающие героическое начало («Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Маяковского, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского); Поэма лирико-психологические («Про это» Маяковского, «Анна Онегина» С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические («Тобольский летописец» Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику («Середина века» В. Луговского).

Поэма как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: «Почин стены» и «В бурю» Р. Фроста, «Ориентиры» Сен-Жона Перса, «Полые люди» Т. Элиота, «Всеобщая песнь» Поэма Неруды, «Ниобея» К, И. Галчиньского, «Непрерывная поэзия» Поэма Элюара, «Зоя» Назыма Хикмета.



 
mforostДата: Среда, 17.10.2012, 18:43 | Сообщение # 34

Увлеченный
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (dinalt)
Новелла (литер. жанр), как явствует из её названия, «есть ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие» (Гёте).

А не устарел ли Гёте в данном случае? Для 18-го века его суждение было бы справедливым, но сегодня...
По этой логике любой фантастический рассказ (а также все зубодробительные детективы и жуткие триллеры) окажется "новеллой"!

Мне больше нравится определение, что новелла - это небольшая повесть с резкой, неожиданной, непредсказуемой развязкой.
Такими мне запомнились новеллы Томаса Манна.


Лев! Ты не прав. Прав? Ты не лев! (с)
 
Форум » Школа писателей » Справочник » Жанры (Библиотека)
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:

 

 

 
200
 

Как вы относитесь к критике?
Всего ответов: 86
 





 
Поиск