Вход · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS Наша группа в ВК!
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Gita_Ogg  
Форум » Школа писателей » Справочник » Жанры (Библиотека)
Жанры
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:45 | Сообщение # 1

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
1. Роман
2. Повесть
3. Рассказ
4. Комиксы
5. Мещанская драма
6. Бурлеск
7. Новелла
8. Очерк
9. Свободный стих
10. Мемуары
11. Проповедь
12. Идиллия
13. Пастораль
14. Эпопея
15. Басня
16. Притча
17. Лирика
18. Драма
19. Эпос
20. Трагикомедия
21. Трагедия
22. Комедия
23. Мистерия
24. Водевиль
25. Фарс
26. Мелодрама
27. Моралите
28. Миракль
29. Руны
30. Баллада
31. Сказка
32. Поэма



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:46 | Сообщение # 2

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Роман

Роман – жанр эпического рода. Первоначально романом назывались все произведения, написанные на романских языках. Роман – это крупная форма эпического жанра литературы. Какого бы объема ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент. Роман как самостоятельный жанр появился довольно поздно, в конце 16 – начале 17 вв.
В романе в центре повествования стоит личность с начала ее становления до завершения судьбы. Развитие этой личности осуществляется, как правило, на большом промежутке времени и пространства. Личность проходит все перипетии своей драматической судьбы.
Роман следует отличать от других повествовательных форм, с которыми он некогда конкурировал и которые в конце концов превзошел в популярности. В отличие от мифов и легенд, он не заимствует свои сюжеты напрямую и целиком из традиционных источников. Даже в тех случаях, когда это происходит, скажем в Улиссе Джойса, миф перекладывается на язык современной ему действительности, сохраняя эмоциональный тон более древнего материала.
Роман имеет классификацию, определяемую тематическими и идейными обстоятельствами жизни героя.

Античный роман – особый жанр литературы; прародитель современного романа.
История романа уходит в античность, когда возник так называемый «античный роман» (Дафнис и Хлоя Лонга, Сатирикон Петрония, Метаморфозы, или золотой Осел Апулея).
Некоторые литературоведы склонны находить роман уже в античной литературе («Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея), однако ученые, более других занимавшиеся теорией и историей данного жанра (В.Кожинов), видели в названном произведении и ему подобных лишь зародыши собственно романного повествования («Дафнис и Хлоя», «Тристан и Изольда» и т.п.), хотя в этих сочинениях проглядывали черты некоего развивающегося художественного характера, что свойственно именно роману.
В своем «нормативном», апробированном исторически, жанр романа появился лишь в конце Возрождения, когда стимулировалось внимание писателя к человеческой индивидуальности, возник интерес к частной жизни, постепенно вовлекаемой в общественную жизнь. Это совпало с попытками художественной литературы соединить действия и внутренние устремления людей самых разных сословий – от простолюдина до вождя и полководца. Но это вовсе не означало, что в произведениях обязательно соединялись действия государственные и личные, последние могли выступать и как совершенно независимые. Повторим, все это в зародыше присутствовало в так называемом античном романе.
Пример:
Дафнис и Хлоя Лонг

Авантюрный роман. Единственный поэтический вид, развившийся преимущественно на европейской почве, роман, — что бы ни стояло в центре его — любовь, мистическая идея или дела чести, — возникает в первые века нашей эры (эллинистический роман, напр., Ямблих Вавилонские рассказы, Харитон из Афродисии Хайрей и Коллироя, знаменитый латинский роман Апулея Золотой осел) и укрепляется в средние века, — главным образом в форме авантюрного романа — романа приключений. Коренясь в народно-устном творчестве, все ранние образцы авантюрного романа предстают нам в неразделимых сплавах с этим последним. Эллинистический роман со всех сторон оплетают восточные сказки и легенды любовно-авантюрного типа, доставляющие ему не только неисчерпаемый сюжетный материал, но подсказывающие и основную его схему; рыцарские романы (Бретонский цикл или романы «Круглого стола» и Каролингский цикл) целиком вырастают на героическом эпосе кельтов и франков, существуют долгое время исключительно в устной традиции.
Как самостоятельный обособившийся жанр, роман пробивается в литературу только к концу средних веков.
Автором первого такого романа является португальский рыцарь Васко де Лобейра, написавший своего знаменитого Амадиса Галльского, в оригинале не сохранившегося (известен ближайший испанский перевод начала XVI в.), но определившего собой все дальнейшие романы о странствующих рыцарях (Chevaliers errants). Все эти, получившие особенно благоприятную почву для своего развития в Испании и оттуда растекавшиеся по всей Европе, романы, в качестве основного приема, позволявшего легко нанизывать приключение на приключение, употребляют находящий себе такое благодарное применение в позднейшем романе путешествий мотив перемены места, скитаний своего героя.
Пример:
Золотой осел. Апулей.

Роман воспитания - традиционная разновидность жанра романа, в эволюции которой проступает одна из магистральных линий развития немецкой романистики на протяжении нескольких столетий. Уходя своими истоками в глубь времен, в рыцарские повествования средневековья и плутовской роман барокко XVII века, он получил законченную классическую форму в творчестве великих просветителей Германии К. М. Виланда и И. В. Гете. Традиция Bildungsroman нашла затем продолжение в произведениях немецких романтиков первой четверти XIX века, у реалистов прошлого и современности. Характерно, что уже с первых этапов своего существования роман воспитания активно выступил провозвестником нравственной свободы и гармонического развития личности, высоких гуманистических идеалов.
Появление такого жанра и есть одно из убедительных доказательств большой широты жанрового охвата действительности в период бурного развития роман: от авантюрности до морального назидательства. Здесь чаще, чем где бы то ни было, выступают частные вопросы жизни, по крайней мере, в соответствии с авторским замыслом, который, впрочем, перерастает узкие рамки благодаря логике сюжетного повествования и предметной изобразительности (роман Г.Флобера «Мадам Бовари» и роман И.Гете «Страдания молодого Вертера»).
Страдания молодого Вертера. И. Гете

Готический роман - популярный жанр литературы эпохи романтизма, одно из характерных проявлений готического направления в искусстве Нового времени. Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов».
В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.
Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.
Создали готический роман английские писатели Гораций Уолпол, Анне Рэдклиф, Уильям Бекфорд, М. Льюис, Мэтьюрин, во Франции в этом жанре успешно работал Жак Казот. Готический роман оказал влияние на становление европейского романтизма (Байрон, Скотт, Гофман) и американского (Эдгар По).
"Монах" - самый знаменитый готический роман, принесший девятнадцатилетнему Мэтью Грегори Льюису славу и удостоившийся весьма лестного отзыва маркиза де Сада.
"Монах" Метью Грегори Льюис.

Гротескный роман – это роман с причудливой, гротескной стилистикой и фразеологией, где допускаются, кажется, совершенно немыслимые сочетания необузданной сюжетной выдумки и внешне реального со всеми бытовыми подробностями факта. Здесь смеются, и смех превращается в хохот, плачут и хихикают, дышат злобой и говорят о любви. Такой стиль связан с вековой традицией: среди авторов подобных сочинений – «Похвала глупости» Э. Роттердамсокго, «Гаргантюа и Пантагрюэль Ф.Рабле, Э. Гофмана – «Крошка Цахес», «История одного города» М.Е. Салыкова-Щедрина. Последнее произведение – это несколько более спокойный вариант стилистического «вавилона».
Гротеск же — это термин, означающий тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте чего-то с чем-то.
В 20 веке стилевая и сюжетная фантасмагория рождается как бы вновь, появляются книги Ф.Кавки «Процесс» и «Превращение». Такой стиль сильно проник в драматургию: Б.Брехт «Карьера Артура Уи», Э.Ионеско «Лысая певица», «Амедей, или Как от него избавиться», «Убийца по признанию». Вершиной гротескной романистики 20 века стала великая книга М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман объясняет и «оправдывает» гротеск. Откуда он в романе? В конечном счете – от соседства трагедии и фарса, высокого и комического, что являла собой человеческая история на всех стадиях своего развития. Булгаков, связав времена, соединил и самый, казалось бы взаимоисключаемые свойства и формы бытия. Величавая патетика, нежнейшие интонации, дикие, скрежещущий хохот и разбойничий свист, канцелярско-лакейское подобострастие, культ вечного и сиюминутное «животоутробие» (Щедринское слово), дремучие суеверия и мудрое всеведение, красота мира и его сор и кровь, музыка и болезненные вскрики – все выставлено в романе на обозрение и просит быть услышанным, не нуждаясь в особом подтверждении, ибо все это было всегда и именно в таком сочетании.
"Похвала глупости" Э. Роттердамсокгий.

Плутовской роман – в широком значении слова – повествование, в котором изображаются похождения героя-плута: к такого рода текстам можно отнести множество произведений мировой литературы и даже фольклора, от арабских макам и немецкой народной книги о Тиле Уленшпигеле до «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена и «Хулио Хуренито» Ильи Эренбурга. Образ плута генетически связан с трикстером – одной из ключевых фигур мифологий всех народов мира, что объясняет его распространенность в мировой литературе. В более узком, историко-литературном понимании «плутовской роман» (“la novela picaresca”) - укоренившееся в XIX веке обозначение центрального жанра испанской прозы Золотого века - «пикарески» (la picaresca: от «пикаро»-pícaro: прихлебатель, пройдоха, ловкач). Критики романоцентристского XIX века пренебрегли тем, что далеко не все «пикарески» являются собственно «романами»: во многих из них сатирико-обличительное и риторико-дидактическое начало преобладает над повествовательным. «Внутренняя жизнь» героя «плутовского романа» остается абсолютно вне сферы художественного изображения. «Школа жизни», которую герой-пикаро проходит по мере развертывания сюжета пикарески – своего рода «анти-воспитание», в результате которого рождается анти-личность, человек, выстраивающий свое «я» с оглядкой на общественное мнение, приспособившийся к поведенческим шаблонам нравственно деградировавшего общества. Пикаро как герой жанра - наглядное опровержение ренессансной идеализации человеческой природы и природы в целом, равно как и ставки реформаторов церкви на “человека внутреннего”, на личностную веру вне обряда и ритуала.
Он появился в Испании в позднее Возрождение, когда возникло глубокое разочарование в героях предшествующих периодов. Надежды общества на благородство людей не оправдались. Вот почему в литературу (разумеется, в ее персонажи) ринулись авантюристы, мелкие прохиндеи. В России в середине 20 века был очень популярен среди молодежи один из самых первых произведений названного жанра – испанский роман «Ласарильо Стермеса». Им зачитывались так же, как «Тремя мушкетерами». На родине жанра в Испании более всего и появилось подобных сочинений (Л.Велес де Геварес – «Хромой бес», М.Алеман-и-де Эверо «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче», может быть, «звание» этого героя и дала название всему жанру). В России была своя знаменитость в таком жанре – Ф.В.Булгарин («Иван Выжигин»; не правда ли, симпатичное имя?).
Нарушения жанрового канона «пикарески» сводятся в основном: к отказу от повествования от первого лица (например, в романах Кастильо-и-Солорсано, представляющих по сути заключенные в плутовское обрамление сборники новелл); к использованию формы стилизованной, то есть заведомо вымышленной плутовской автобиографии для развертывания подлинного автобиографического повествования («История жизни и деяния Эстебанильо Гонсалеса», 1643); к замене героя-пикаро — человека, не просто низкого, но «дурного» происхождения, безнадежно стремящегося выбиться в люди, вынужденного под давлением обстоятельств плутовать и совершать нечестные поступки. Таким персонажем в какой-то степени является и маленький Ласарильо (в отличие от Ласаро-рассказчика), обманывающий своих хозяев, чтобы не умереть с голоду. Таковы герои романов Висенте Эспинеля («Жизнь Маркоса де Обрегон», 1618), Херонимо Алькала Яньеса-и-Риберы «Красноречивый послушник Алонсо, слуга многих господ» (1624-1626).
Приключения Гекльберри Финна. Марк Твен.

Политический роман – особый жанр литературы. Он получил преимущественное развитие в эпоху так называемого «утверждающего», или, по более популярной терминологии, социалистического реализма. Это были, как правило, очень актуальные в общественно-политическом отношении книги. Один из лидеров политического движения в 20 веке назвал повесть М.Горького (по существу роман) «Мать» «очень своевременной книгой». К этому же жанру (с небольшими оговорками) следует отнести и другой роман создателя нового, «утверждающего» направления в русской литературе М.Горького – «Жизнь Клима Самгина», где действующим лицом – идейным ориентиром – выступает большевик Кутузов, который постоянно цитирует Ленина. К политическим романам можно отнести ряд других произведений социалистического реализма: «Поднятая целина « М.Шолохова, «Буря» И.Эренбурга, «Блокада» и «Победа» А.Чаковского, где представлены реальные исторические лица – Сталин, Черчилль, Рузвельт и т.д. Из популярных западноевропейских политических романов следует прежде всего назвать «Коммунистов» Л.Арагона. Немало было написано произведений участниками антифашистского сопротивления в годы Второй мировой войны.
"Поднятая целина" Михаил Шолохов.

Приключенческий роман – жанр романа, сформировававшийся в середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма с характерным для них стремлением бежать от мещанской повседневности в мир экзотики и героизма. В более широком смысле можно говорить о существовании особого авантюрного жанра, или приключенческой литературы, которую отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, «стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки». Задача приключенческой литературы — не столько поучать, анализировать или описывать реальность, сколько развлекать читателя.
Очень широкое жанровое понятие, не отличающееся строгой определенностью. Любой термин, относящийся к авантюрной, детективной, фантастической, рыцарской, плутовской литературе, характеризует элементы приключенческого романа.
Расплывчатость термина, однако, никогда не мешала соответствующей литературе быть увлекательной, любимой массовым читателем. Эта увлекательность обеспечивается остротой фабульных или сюжетных действий, необычностью характера действующего лица, независимого от того, совершает ли он героические или противозаконные поступки. А то, как влияет такое построение на восприятие читателем книги, определяется социологией, анализом образовательного уровня и психологии читателя. При разных целях приключенческой литературы книги, относящиеся к данному типу повествования, имеют композиционно-стилевую общность: поведение персонажа, не укладывающееся в рамки обыденного, головокружительные поступки, поначалу не понимаемые читателем, налет таинственности, раскрытие которого читатель ждет с напряжением, намеки на сверхъестественное разрешение катастрофического события и т.д. Расцвет жанра падает на 19 век (американская, французская и английская литературы: Майн Рид, Р.Хоггард, Л.Буссенар, А.Дюма-отец, Ж.Верн, Ф.Купер, Э.Сю и мн.др.)
Русская литература содержала много приключенческого материала, хотя и не была количественно богата приключенческим жанром. В классических произведениях, имевших историческую, нравственную или социальную цель, но не ставивших задачу увлекательно рассказать о приключениях, о последних, однако, было немало поведано: в «Капитанской дочке» А.Пушкина, «Герое нашего времени» М.Лермонтова, в ранних рассказах Л.Толстого, в его поздних романах; не игнорировали приключенческий жанр и фундаментальные психологические романы Ф.Достоевского.
Советский период – время расцвета приключенческой литературы: А.Грин – «Алые паруса», «Бегущая по волнам», Б.Полевой – «Повесть о настоящем человеке», А.Рыбаков – «Кортик», «Бронзовая птица»; книги Л.Шейнина, Л.Никулина, И.Ликстанова, А.Адамова, да и вся военная проза (достаточно указать на имена В.Некрасова, Э.Казакевича), где естественна приключенческая атмосфера.
"Кортик"Анатолий Рыбаков

Психологический роман – разновидность романа, в котором автор ставит за цель изображения и исследования «внутреннего мира человека» и «тончайших движений её души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу. Канонизация психологического романа достигла такой степени, что часто он считается синонимом романа как такового, а все прочие формы романа игнорируются или третируются как ущербные (особенно у Бахтина). С этой точки зрения психологический роман является важнейшей категорией современной нормативной поэтики.
Словесное искусство – всегда психологическое искусство. Оно единственное, что создано только человеком, в других видах искусства есть «соавтор»: в живописи и музыке, например, природа. Словосочетание «психологический роман» – очень естественное словосочетание. В древние времена (античность), когда появились лишь зачатки романного повествования, о настоящем психологизме было говорить рано. Позднее Средневековье и Возрождение представили полноценные самодостаточные типы человека, где главными мотивами поведения стали его внутренние импульсы, а не внешние обстоятельства. Тогда-то и возник художественный психологизм в собственном смысле слова.
Особенно отчетливо это проявилось в эпоху романтизма, где указанная самодостаточность человека стала «нормой» искусства. Личность в романе, как и во все искусстве, стала свободной, развивающейся, движущейся по своим внутренним законам. В ней появилось то, что позднее Чернышевский отнесет к раннему Л.Толстому: «диалектика души». Последнее означало, что художник воспроизводит не только начало и конец психологической эволюции, но и все драматические переходы одного чувства в другое.
Возникла ситуация, когда литературная наука стала делить писателей на социальных и психологических. В.М.Жирмунский, например, назвал писателя, тяготеющего к социально-общественной проблематике, «доктором социальных наук». Другие ученые стали говорить о «реализме симптомов» и «реализме обстоятельств», то есть получалось, что одни писатели, сосредоточившиеся преимущественно на опосредованных факторах общественного влияния на человека, оказывались прежде всего психологами («реализм симптомов»), а другие – прямыми социальными художниками («реализм обстоятельств»). Конечно, это деление условно (как строго отделить в произведении психологическое и социальное?), но наука требует формализации знаний, и здесь важен «удельный вес» разных содержательных элементов в романе. Одно ясно, что книги, например, М.Е.Салтыкова-Щедрина или Г.И.Успенского – социальная литература, М.Лермонтов же или И.Тургенев – представители литературы психологической.
Но есть и универсальные типы романного творчества – Л.Толстой, Ф.Достоевский, И.Бунин, М.Шолохов, М.Булгаков, где названные понятия «социальное» и «психологическое» выступают на равных. То же самое можно сказать и о западноевропейской литературе: Ч.Диккенс, О.Бальзак, Стендаль, Филдинг, Фолкнер, Хемингуэй. Русская литература в 20 веке повторила этот универсальный опыт синтеза социального и психологического: В.Набоков, А.Толстой, А.Платонов, В.Гроссман.
"Герой нашего времени" Михаил Лермонтов.

Рыцарский роман – эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12 - 14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства (роман "Тристан и Изольда").
Рыцарский роман возник во Франции в 12 веке а период нарастания интереса к психологии отдельной личности, способной совершить подвиги, руководствуясь лишь собственными личными мотивами. Подвиги совершались не по велению внешних сил, даже не по приказу сюзерена, а по самостоятельному желанию. Единственное «внешнее» существо могло оказать стимулирующее воздействие для беспримерного подвига – возлюбленная кавалера. Возможно, с той поры и стало называться самоотверженное поведение мужчины рыцарским. Самыми популярными в средневековье были романы о рыцарях Круглого стола, легендарной главой которого стал король кельтов из Уэльса, которые успешно боролись против англосаксонских захватчиков. Влияние рыцарского романа проникло даже на Восток, хотя там так и не появилось выдающегося рыцарского романа как классического жанра, но зато возникла гениальная грузинская рыцарская поэма Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Время Амадисов совпадает с периодом упадка рыцарской культуры, живой только в воображении авторов рыцарских романов, примагничивающих к себе тысячи сочувственных читателей. Эпоха роста городов, накопления ими богатств, зарождения буржуазного общества требовала более реалистически настроенных героев. Рыцарские романы героизируют память отходящего феодального быта, представители нового класса бьют его по пяткам палочными ударами сатиры.
"Тристан и Изольда" Дозеф Бедье

Семейный роман – особый жанр литературы. Роман иногда называют эпосом частной жизни. По логике такого определения роман должен был сформироваться и в том его варианте, когда частная жизнь представала в особом, сублимированном качестве. А что может быть концентрированнее, сублимированнее той формы частной жизни, которая называется семьей? Отсюда и особый тип романа – семейный. Здесь нужно вести речь не об определенных сторонах семейных отношений, а именно о специфическом жанровом явлении, называемом семейным романом.
Исключительная сосредоточенность писателя на структуре семейного быта и межличностных связей в этой сфере существует давно, до появления «чистого жанра» – например, в виде идиллий типа «Дафниса и Хлои». Но как только роман обрел спокойные, невыспренние, «нейтральные» формы, он и стал по-настоящему семейным романом. Появляется образ частного человека с его индивидуальной судьбой, сопрягаемой с судьбами самых близких ему людей. Тут нет даже никакой картины общественной жизни. Этому способствовала та мемуарная литература, которая имел «интимный» характер. В 18 веке огромное впечатление произвел семейный роман, испытавший влияние разных жанров – «Мадам Леско» А.Прево. В дальнейшем, по мере вхождения частной жизни в об общественную, жанр семейного романа приобрел такие модификации, что потерял четкие границы. Жанр повести иногда брал на себя «обязанности» семейного романа («Старосветские помещики» Н.Гоголя, «Ася» и «Дворянское гнездо И.Тургенева).
А иногда принадлежность к семейному роману объяснялась особыми сюжетами и характерологическими обстоятельствами. Примером может служить роман И.Гончарова, где автор представил Татьяну Марковну Бережкову как хранительницу семейного очага, то есть жанровое определение получилось по прямой воле автора, который указал на самый главный момент содержания своего произведения. Так, Л.Толстой сказал о главной мысли «Анны Карениной: «Мысль семейная» («Война и мир» – мысль на, показав распад и созидание семьи: родная): Анна – Каренин, Кити – Левин. Но, понятно, такое огромное художественное полотно нельзя сузить до размеров семейного романа.
Так происходило и в 20 веке: роман М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Такова же «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси. С другой стороны, некоторые романы появлялись довольно часто и даже в полемических целях по отношению к «Анне Карениной» Толстого: это были именно семейные романы в узком смысле слова (роман А.Коптяевой «Товарищ Анна»).
"Анна Каренина" Лев Толстой.

Социальный роман – особый жанр литературы. Все романы новейшей литературы – социальны. После того как завершилась эра романтизма с его культом свободы, самоценной, независимой от внешних обстоятельств личности, возникла великая литературная реакция на подобные «автономности» и персонажей, и произведения в целом. Наступила эра реализма, когда предстала детерминированной внешней средой. Во влиянии последней писатели стали искать мотивы и стимулы поведения героев. Пушкин сказал о шекспировских пьесах: там «обстоятельства» «поворачивают» своих героев. Когда же наступила эпоха классического, «критического» реализма, уже ни один роман не мог не быть социальным. Он иногда являл собой незначительные модификации: натуралистический роман (П.Д.Боборыкин), этологический (нравоописательный роман, или повесть («Мертвые души» Гоголя). Менялась жанровая или тематическая типология (роман гротескный, фантастический, и т.п.), но все равно он оставался социальным. Так происходило во всем мире в 19-20 в.в.: Диккенс, Флобер, Бальзак, Золя, Мопассан, Фолкнер, Сэлинджер, Ремарк, Хемингуэй, Токутоми Рока, Самадзаки Тасон, Таяна Катай, Нацумо Сосэки, Ким Сон Хам, Ли Гийона, Кон Мен Хи, Мао Дунь, Джоу Либо, Чжа Шули, Дехалдар, Нанаксингх.
Повествование этого рода сосредоточено на разнообразных вариантах поведения, принятого в каждом данном обществе, и на том, как поступки персонажей отвечают или противоречат ценностным установкам данного общества. Двумя разновидностями социального романа являются нравописательный роман и роман культурно-исторический (как правило, строящийся как история семьи). Их персонажи всегда поданы на фоне культурных стандартов своего времени. Даже если в центре повествования находится внутренняя жизнь героев, его двигателем всегда являются их конфликты с внешним миром, представителями других классов и убеждений.
"Евгения Гранде" Оноре де Бальзак

Утопический роман – особый жанр литературы. Произведение, изображающее несуществующее. Первый утопист англичанин Т.Мор осознанно представил свою книгу как отражение необычайного и назвал ее утопией. Сочинение выражало мечты многих тысяч людей об идеальной, хотя и малоправдоподобной жизни. На воображаемом острове живут люди, мечтающие о прекрасной жизни. В ней главнейший показатель благополучия – справедливость, проявляющаяся во всем. Появившиеся позднее коммунистические идеалы подкреплялись их творцами ссылками на книгу Мора. Один из главных объектов нападения автора на существующий строй – частная собственность, что выражало протест против обуржуазивания тогдашнего общества.
В 17 веке столь же нашумевшим утопическим сочинением, близким по духу книге Мора, явилась утопия Т.Кампанеллы «Город солнца». А в 18 веке в романных жанрах началась прямая пропаганда социалистических идей: «История севарамбов» Верасса. Публицистические произведения на темы утопических учений (во Франции знаменитые Сен-Симон и Ш.Фурье, в Англии Р.Оуэн) перемежались с чисто романическими формами утопии: «Эревоон» С.Батлера с элементами сатирической памфлетности, «Вести ниоткуда» В.Морриса. В новейшей литературе (19-20 в.в.) самыми популярными художественными утопиями стали романы Ж.Верна и Г.Уэллса. Здесь впервые появляются образы талантливых ученых. Из социалистических утопий 20 в. следует выделить роман А.Франса «На белом камне».
Русский утопический роман тоже имел немалые традиции. Князь М.М.Щербатов в конце 18 века дал первый, сразу же удавшийся жанр утопии, направленной против бюрократии, окружающей Екатерину Вторую: «Путешествие в землю Офирскую», которая сто лет спустя вполне справедливо литературоведческой наукой была отнесена к жанру социально-утопического романа. А.И.Герцен любил сочинение М.Щербатова, к одному из них он написал предисловие. Полвека спустя после Щербатова появляются романы А.Ф.Вельтмана с серьезными элементами утопии – особенно «Саломея» из цикла романов «Приключения, почерпнутые из моря житейского». В середине 19 века появляется главный утопический роман этой эпохи – «Что делать?» Н.Г.Чернышевского. Объявленный В.И.Лениным своей настольной книгой, роман в годы после Октябрьской революции стал таковой и среди миллионов читателей. Такая крайняя пропаганда социалистических идеалов не могла не вызвать художественно-эстетическую реакцию. Так, в двадцатые годы 20 века появилась антиутопия Е.Замятина «Мы».
Западноевропейская антиутопия прославилась книгами Д.Оруэлла «Ферма животных» и «1984 год». Книги были направлены против тоталитарного режима.
"Ферма животных" Д.Оруэлл

Роман-эпопея – это один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики. Роман-эпопею от эпической поэмы, повести, рассказа отличает большой объем произведения, а также масштаб отображаемых событий и философских обобщений.
Этот гибридный жанр не получил широкого распространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершину художественно-эстетической трактовки мира и человека. Романом он называется потому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, который олицетворяет собой вершину человеческого духа. С другой стороны, эпопея – это разновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные, национально-исторические и государственные идеи времени. В том жанре, который называется романом-эпопеей, присутствует «равенство» сил, воздействующих на происходящий процесс.
С некоторой долей условности к роману-эпопее надо отнести дилогию Гомера «Илиада» и «Одиссея», так как одни из центральных персонажей этой дилогии – Одиссей – в своих мыслях и поведении воплощает названные выше исторические идеи. В сцене спора Одиссея с отрицательным персонажем Терситом он как подлинный романический герой вызывает симпатию толпы и вместе с тем предстает как эпопейная фигура, которая говорит и действует, не подлаживаясь к интересам этой толпы, а естественно, в полном соответствии с реальными потребностями масс.
По этим качествам к гомеровским творениям примыкает главный русский роман 19 века «Война и мир» Л.Толстого. В этом романе одна из главных исторических фигур, решающих судьбы русской истории, полководец Кутузов, одерживает победу над захватчиком потому, что он получает поддержку всего народа, всей нации, что отвечает опять-таки историческим интересам российского государства. Есть здесь и симптоматичная деталь, когда Кутузову прямо выражает симпатию и восхищение одни из представителей так называемых простолюдинов, что окончательно и воодушевляет мудрого полководца.
В 20 веке две книги имеют большое сходство с романом-эпопеей. Это роман М.Горького «Жизнь Клима Самгина», где судьбы людей сопряжены с колоссальным историческим потоком, который несет их, определяя их общие и индивидуальные судьбы. По обширности историко-социального материала и психологической глубине характеров, определяющих содержание событий столетия, по тому, как в духе эпопеи (имея в виду конечную победу общенационального и исторического) художественное полотно М.Шолохова «Тихий Дон» может быть вполне отнесено к жанру романа-эпопеи. Частными разновидностями такого жанра можно считать трилогию А.Толстого «Хождение по мукам» и его же исторический роман «Петр Первый».



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:46 | Сообщение # 3

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Повесть

Повесть – эпический прозаический жанр. Вот как Белинский писал о специфике повести: «Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».
Данный термин существует только в русской литературе. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань, Повесть о Калкской битве, Повесть о Петре и Февронии и др.»
Центральную линию развития повестийных жанров дают повести светские, которые несли в себе в условиях своего времени тенденцию развития беллетристики как таковой. Обслужить все потребности, все стороны социальной практики класса одни церковные (преобладавшие) жанры не могли: задачи организации светской власти, разностороннего классового воспитания, наконец запросы любознательности и тяга к занимательному чтению требовали более разносторонней литературы. Отвечая всем этим потребностям, направленным на реальную жизнь, на ее «светские» стороны, литература эта и сама была в общем более реалистической и далекой от аскетизма церковных писаний, хотя реалистичность эта часто бывала весьма относительной; темы исторические, географические и т. п. были столь пронизаны баснословными легендарными элементами, что произведения, их разрабатывавшие, носили порою весьма фантастический характер («Александрия», «Девгениево деяние» и т. п.). Их жанровая форма и определялась этой их функцией. Вместе с тем сравнительная простота социальных отношений и бытовых их проявлений и примитивность познавательных возможностей литературы определяли сюжетную однолинейность, «одноплановость» древних произведений, свойственную повести. Все это обусловливало собою то, что светская повесть в нашей древней письменности если и не была господствовавшим видом литературы в силу преобладания церковных жанров, то во всяком случае несла в себе наиболее широкие возможности собственно художественно-литературного беллетристического развития. Из сказанного ясно и то, что в системе жанров древнерусской письменности повесть была наиболее широкой, эпической жанровой формой (а не «средней», каковой она является сейчас), хотя практически размер древних повестей весьма различен: размер не должен отождествляться с широтой жанра, представляющей как бы масштаб отражения им действительности, широту охвата объекта, по отношению к чему длина произведения является моментом вторичным, производным (и вместе относительным). Впрочем и в отношении внутренней структуры древние повести не были совершенно однородны, и если указанные выше структурные признаки следует считать для них характерными, то все же в иных своих образцах древняя повесть приближается к типу зачаточных форм романа (особенно в переводных вроде «Александрия» и т. п.), в других — к типу исторического очерка или мемуаров (повесть об исторических событиях) и т. д.
Наконец надо отметить еще одно явление, характерное для древней повести, как и для ряда других жанров ранних стадий литературного развития (басни, притчи, ранней новеллы, сказки, песенного эпоса и т. д.). Это — международное распространение многих П., обычно анонимных и подвергавшихся в различных национальных и классовых средах многочисленным переработкам. Мировая популярность такого рода произведений определялась интересом к ним как историческим источникам («Александрия», «Троянская история» и т. п.) и широким типизмом отраженных в них социально-бытовых ситуаций и взаимоотношений, воплощенных в их примитивных, но зато легко поддающихся различным модификациям образах («Бова королевич», «Варлаам и Иоасаф» и т. п.). Многие из этих «переходных повестей» приобрели широчайшую популярность и у нас и, сохраняя ее на протяжении столетий, проникали во все слои грамотного люда, подвергались новым обработкам, демократизировались, а иногда даже переходили в устную традицию, в частности — крестьянский фольклор (заметим кстати, что к фольклору же порой восходит и первоисточник «перехожей повести.»). Географические источники таких повестей чрезвычайно разнообразны. К нам они шли и из Византии и позже [с XVI века] — в связи с новым этапом исторического развития России — с Запада и с Востока (редко непосредственно, обычно через посредство Византии или Запада).
В соответствии с характером сюжетики этих повестей, весьма разнообразной, но поддающейся все же подразделению на ряд типов, выработались, и определенные композиционные схемы различных видов повести. Наиболее типичными видами являются здесь повесть историческая (точнее псевдоисторическая — в виду искаженности фактов и наличия фантастики), авантюрно-героическая с любовными и фантастическими мотивами (непосредственно граничащая с авантюрно-любовным романом, особенно — рыцарским) и нравоучительная (порою соприкасающаяся с церковными жанрами — житием и т. п., порою — с бытовой новеллой). Для первых двух (вообще резко не разграничивающихся) характерна композиция в виде последовательного изложения ряда событий и приключений, объединенных единым стержнем (обычно — биографией героя), для третьей — нанизывание ряда притч, вводящихся в обрамляющий, самостоятельно развитой сюжет и мотивирующихся различными моментами последнего. В пределах каждого из этих композиционно-тематических типов мы находим конечно далеко не однородные по своему происхождению и стилевой природе произведения (причем в соответствии со стилем модифицируется и конкретное художественное осуществление этих схем). В связи с направлением и классовым характером русского литературного процесса в целом у нас переводилось в ранний период то, что отвечало интересам боярства (дружины, духовенства), а позже [в XVI—XVII вв.] — дворянства, купечества, частью — мелкой буржуазии; состав переводных П. изменялся в основном в сторону смены церковно-византийских влияний западно-светскими. Но это — основная схема, которую не следует утрировать: светская повесть проникла к нам еще в период византийского влияния, слегка лишь подкрашенная религиозными мотивами. Таковы например исторические и авантюрно-героические повести вроде «Александрии», «Девгениева деяния» и ряда других переводных П. XII—XIII вв. Повесть с воинско-героической тематикой оказали значительное влияние на нашу оригинальную воинскую повесть как со стороны жанровых форм вообще, так особенно в стилистическом отношении (метафоры, сравнения, формулы и т. п.). Ближе к религиозной литературере (библейской, житийной) такие нравоучительные повести, как «Повесть об Акире премудром», «О Стефаните и Ионилате», «О Варлааме и Иоасафе». Все три эти повести — восточного происхождения. Того же происхождения и жанрового характера «История семи мудрецов», пришедшая к нам много позже — в XVII в. — уже в западнофеодальной обработке. В XVI—XVII вв. появился новый поток переводной литературы — зап.-европейской, в частности светских повестей, носящих рыцарский характер. Таковы повести «О Бове королевиче», «О Василии златовласом», «История о Петре - златых ключах» и др., в которых сильнее подчеркиваются любовная тематика, светские мотивы и т. д., и произведения, стоящие на грани между повестью и романом. К этим произведениям тематически примыкает и «Повесть о Еруслане Лазаревиче», впрочем отличающаяся от них восточным, быть может устно-поэтическим происхождением и более демократическим характером общего стиля.
По сравнению с охарактеризованными типами переводных повестей наша оригинальная повесть несмотря на литературную связь с ними, представляет значительные черты своеобразия в жанрово-стилевом отношении. Это и понятно, т. к. по своей художественно-практической направленности и конкретной функции она занимала совсем иное место. В то время как объект переводной литературы лежал далеко за пределами окружающей действительности, оригинальная светская повесть имела своим предметом именно эту последнюю. Представляя собой, синкретическое единство беллетристики и публицистики, она откликалась на очередные вопросы момента, отражала текущие или недавние, не утерявшие еще своей остроты события. Если переводные повести носили «исторический», фантастический или приточный характер, то оригинальные светские повести отличались политической злободневностью, повествуя обычно о фактах исторической значимости — войнах, борьбе политических центров, «смутах» и т. д. Так как основным создателем светской лит-ры был военно-феодальный класс (боярство, дружина), то понятно, что в центре оригинальной светской повести стоял специфический средневековый повестийный жанр — воинская повесть. К этому именно жанру принадлежит замечательнейший, вошедший в сокровищницу мировой литературы памятник нашей древней письменности конца XII в. — «Слово о полку Игореве» (см.), в известной степени являющийся и поэмой. В его жанровой структуре следует отметить сильную лирическую струю. Лирический элемент впрочем вообще довольно характерен для воинских повестей, которые последовательно отражали воинские события XIII—XVII вв. («П.», «сказания», «слова» «О Каликском пастбище», «О приходе Батыевой рати на Рязань», «О житии и храбрости Александра Невского», цикл о Мамаевом побоище, в частности «Задонщина», обнаруживающая значительную подражательность «Слову о полку Игореве», «Поведание» и «Сказание о побоище Дмитрия Донского», позже «История Казанского царства», «Повесть об Азовском сидении» и др.). Обладая известной жанровой близостью, проявляющейся в сходстве композиционно-стилистических приемов, все эти произведения столь различных веков не могут считаться идентичными в стилевом отношении, оформляя идеологию исторически различных групп господствующего класса, обнаруживая новые литературные веяния.
Наряду с воинскими повестями значительное место в нашей средневековой литературе занимали повести политические и религиозно-политические, использовавшие в целях пропаганды той или иной политической идеи обычно псевдоисторические или легендарные сюжеты, порою заимствованные из переводной литературы, а иногда из устной поэзии. Таковы сказания о Вавилонском царстве и Белом клобуке, отражающие борьбу за преобладание Москвы и Новгорода, произведения Ивана Пересветова XVI в., воплощающие антибоярскую политическую программу служилого дворянства, П. о Петре и Февронии и т. д.
Во 2-й половине XVIII в. и первой трети XIX в. в господствующем стиле, т. е. в стиле различных групп дворянства, выдвигаются преимущественно стихотворные и драматургические жанры. Лишь для консервативно-дворянского сентиментализма, с его призывом к простоте и естественности, повесть является характерным жанром (Карамзин). Позднее же, в 30-х гг., когда с чрезвычайной интенсивностью начинает расти проза, в ней выдвигается на первый план вместе с романом и П. Так, Белинский в 30-х гг. утверждал: «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть» («О русской повести и повестях Гоголя»). Развитие повести несомненно связано с обращением литературы к «прозаической», обыденной действительности (недаром Белинский противопоставляет повесть и роман «героической поэме» и оде классицизма), хотя сама эта действительность может восприниматься авторами и в романтическом аспекте (напр. петербургские повести Гоголя, ряд повестей В. Одоевского, Марлинского, такие произведения Н. Полевого, как «Блаженство безумия», «Эмма» и др.). Среди повестей 30-х гг. было немало обладавших исторической тематикой (романтические повести Марлинского, повести Вельтмана и др.). Однако подлинно типичными для эпохи, новыми по сравнению с предыдущим этапом являются повести с реалистической устремленностью, обращенные к современной, зачастую будничной жизни («Повести Белкина» Пушкина, буржуазная и мелкобуржуазная бытовая повесть Погодина, Н. Павлова, Н. Полевого, Степанова и других; у романтиков — В. Одоевского и Марлинского — им аналогична «светская повесть», посвященная психологии и бытописи «салона»).
С дальнейшим развитием русской литературы, в которой все большую роль начинает играть роман, П. все же сохраняет достаточно заметное место. Усиленно используется повесть как наиболее «безыскусственная», простая и вместе широкая форма авторами-бытописателями. Типичные образцы такой бытовой повести дал например Григорович («Антон Горемыка» и др.); классики-реалисты (Тургенев, Л. Толстой, Чехов и др.) дают повесть психологическую по преимуществу, с большим или меньшим раскрытием социальной обусловленности и типичности изображаемых явлений. Таким образом, на протяжении всего XIX в. повесть представлена едва ли не всеми крупнейшими писателями-прозаиками (Пушкин, Гоголь, Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Чехов, Короленко и др.), а также и рядом второстепенных. Приблизительно такой же удельный вес сохраняет повесть в творчестве наших современных писателей. Исключительный вклад в литературу повесть сделал М. Горький своими автобиографическими повестями («Детство», «В людях», «Мои университеты»), структурной особенностью которых является большая значимость окружающих основное действующее лицо персонажей. Прочное место заняла повесть в творчестве ряда других современных писателей, служа для оформления самых различных тематических комплексов. Достаточно назвать такие популярнейшие произведения советской литературы, как «Чапаев» Фурманова, «Ташкент — город хлебный» Неверова, «Доменная печь» Ляшко и мн. др. Тот особый разрез, в котором реальная жизнь отражается повести в силу ее структурных особенностей, сохраняет место и в советской литературе. При этом «однолинейность» повесть, известная простота ее структуры в литературе социалистического реализма, отнюдь не идет в ущерб глубине социального осмысления отражаемых явлений и эстетической ценности произведения. Такие образцы пролетарской повести, как названные выше произведения М. Горького, дают наглядное подтверждение этого положения.



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:47 | Сообщение # 4

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Расска́з

Расска́з — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.

Хотя почти все прозаики так или иначе писали рассказы, особенно в начале своего творчества, сравнительно не многие авторы стали известны именно благодаря рассказам.

Разграничение рассказа и "крупных форм" в значительной степени условно. Так Один день Ивана Денисовича считается рассказом, хотя имеет характерные признаки (объем, множество персонажей, масштаб рассматриваемой проблемы) романа. И, напротив, не большие по объему произведения Паоло Коэльо считаются романами.

Знаменитые мастера рассказа
Эдгар Аллан По (детектив, ужасы, научная фантастика)
Антон Чехов
Акутагава Рюноскэ
Хорхе Луис Борхес
Милорад Павич
Альберто Моравиа
О.Генри
Г. К. Честертон
Соммерсет Моэм
Ярослав Гашек
Карел Чапек
Стефан Цвейг

Детектив
Артур Конан Дойль
Гилберт Кит Честертон

Научная Фантастика
Роберт Шекли
Рэй Брэдбери
Рассел, Эрик Фрэнк

Ужасы
Говард Филлипс Лавкрафт



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:49 | Сообщение # 5

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Комиксы

Комикс (англ. comics, множественное число от comic - комический, смешной), графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Полагают, что предками жанра Комикс были серия картин (позже гравюр) У. Хогарта «Карьера проститутки» (1730-31) и «Карьера мота» (1732-35) и рисунков В. Буша в книге «Макс и Мориц» (1865). Современные формы Комикс появились в газетах США в 90-х гг. 19 в.: особое распространение получили с 30-х гг. 20 в. (в том числе Комикс известного кинорежиссёра-мультипликатора У. Диснея). К середине века Комикс стал одним из самых популярных жанров так называемой «массовой культуры». Большинство современных Комикс утратило комическую природу; главные тематические разновидности: Комикс о «диком Западе» («Westerners»), о похождениях суперменов, о приключениях в джунглях, о животных, о преступлениях (самая «массовая» разновидность), о войне, «любовные», научно-фантастические, псевдоисторические Комикс, а также Комикс, сжато и упрощённо перелагающие произведения классической литературы. Прославление в ряде категорий Комикс физической силы, жестокой героики, национального превосходства, агрессивных доблестей, равно как и снижение, «примитивизация» классики,- хроническое и возрастающее бедствие современной «массовой культуры». Оберегая детскую психику, ряд стран (Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды и др.) официально запретили распространение «Комикс об ужасах» («horror-comics»).

Необычайно широкое распространение Комикс и их влияние на массового читателя вызывают озабоченность западных художников; в 1965 в Италии состоялся форум деятелей культуры из многих стран Европы и Америки, посвященный судьбе самого «массового» жанра (см. журнал «Иностранная литература», 1965, № 9, с. 252-58).

Прогрессивная зарубежная периодика («Юманите» и др.) систематически использует форму Комикс для популяризации классических произведений, лучших образцов приключенческой литературы, а также для создания «рассказов» о похождениях комических и фантастических персонажей. Оригинальной формой Комикс можно считать альбомы «Сотворение мира» (3 тт., 1951-53) Ж. Эффеля. К форме Комикс нередко прибегает советский детский журнал «Весёлые картинки» (издание ЦК ВЛКСМ, с 1956).



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:50 | Сообщение # 6

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Мещанская драма

Мещанская драма, жанр драматических произведений, появившихся в 1-й половины 18 в. в Великобритании, а затем в др. странах Западной Европы в противовес драматургии классицизма. Мещанская драма противопоставила дворянскому обществу, аристократической морали интересы нового героя - «честного буржуа», идеализированного «естественного человека», стремилась утвердить веру в торжество разумного, добродетельного начала. На раннем этапе была одним из проявлений борьбы за реализм в драматургии. Крупнейшие драматурги и теоретики: Дж. Лилло, Д. Дидро, Г. Э. Лессинг. С 90-х гг. в Мещанская драма усилились морализующе-охранительные тенденции, выражавшие идеологию консервативного мещанства (главным образом в пьесах А. В. Иффланда и А. Коцебу). В сценическом искусстве наиболее характерной чертой Мещанская драма стала «чувствительность». В России интерес к Мещанская драма проявили драматурги В. И. Лукин и П. А. Плавильщиков.



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:50 | Сообщение # 7

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Бурлеск

Бурлеска, бурлеск (франц. burlesque, итал. burlesco, от buria - шутка), 1) жанр комической, пародийной поэзии. Комический эффект в Бурлеска определяется контрастом между темой и характером её интерпретации: либо заведомо возвышенная тема получает тривиально-бытовую трактовку и излагается подчёркнуто «низким» стилем («Большой Моргайте» Л. Пульчи, «Енеида, на малороссийский язык переложенная» И. П. Котляревского), либо «низкая» тема воплощается посредством традиционно «высокого штиля» - так называемая ироикомическая поэма (например, античная пародия на Гомера «Батрахомиомахия», «Налой» Н. Буало). В Европе Бурлеска была особенно распространена в 17 - начале 18 вв. (например, поэма «Переодетый Вергилий» французского поэта П. Скаррона), а в России - в конце 18 в. (ироикомическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» В. Майкова, травестия «Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку» Н. Осипова) в качестве реакции на условную торжественность героической поэмы классицистов. Элементы Бурлеска можно найти в «Мистерии-буфф» В. Маяковского, в сатирической поэме А. Твардовского «Тёркин на том свете». 2) Музыкальная пьеса шутливого, порой комического или причудливого характера. Родственна каприччо и юмореске. Образцы у И. С. Баха (3-я партита для клавира), Р. Шумана («Листки из альбома» для фортепьяно), М. Регера, Бурлеска Бартока, Р. Штрауса (Бурлеска для фортепьяно. с оркестром). 3) Маленькая шуточно-пародийная опера, родственная водевилю. Возникла в Италии, получила распространение также во Франции, в Ирландии и Великобритании.



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:50 | Сообщение # 8

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Новелла

Новелла (итал. novella, буквально — новость), литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Новелла (литер. жанр), как явствует из её названия, «есть ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие» (Гёте). Поэтизируя случай, Новелла (литер. жанр) предельно обнажает ядро сюжета — центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа — жанра новой литературы на рубеже 18—19 вв., выдвигающего на первый план словесную фактуру повествования и тяготеющего к развёрнутым описательным характеристикам, Новелла (литер. жанр) есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами и обращенное прежде всего к деятельной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на ситуативных антитезах и резких переходах между ними, распространён во многих фольклорных жанрах: сказка, басня, средневековый анекдот, фаблио, шванк. Литературная Новелла (литер. жанр) возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец — «Декамерон» Дж. Боккаччо), затем в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комической и назидательной Новелла (литер. жанр) происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Впоследствии Новелла (литер. жанр) в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-исторического и психологического детерминизма. Расцвет Новелла (литер. жанр) в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Новелла (литер. жанр) В. Гоголь) вобрал в себя культ трагииронической игры случая, разрушающего ткань повседневности. На поздней стадии критического реализма обращение к Новелла (литер. жанр) (Ги де Мопассан, А. П. Чехов, Л. Пиранделло, Ш. Андерсон, И. А. Бунин, С. Цвейг) сопряжено с открытием замкнутых жизненных миров внутри общества отчуждения и часто окрашено в фаталистические или гротескные тона. В модернистской Новелла (литер. жанр) случай фетишизируется и осмысляется как слепая власть рока, разбивающая все надежды людей (например, у Ф. Кафки). В советской литературе жанр Новелла (литер. жанр), особенно продуктивный в 20-е гг. (И. Бабель, Ю. Олеша, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Катаев), запечатлел стихию народной жизни, перекраиваемой революцией, резкие сдвиги в быте и психологии людей. Иная точка зрения относит Новелла (литер. жанр) к разновидности рассказа, полярной другой его разновидности — очерку.



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:51 | Сообщение # 9

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Очерк

Очерк, одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики Очерк Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Очерк бывает собственно художественным, творчески типизирующим характеры в «нравоописательном» аспекте; таковы «Записки охотника» И. С. Тургенева, изображающие крепостнические нравы в деревне; очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина, сатирически разоблачающие деградирующие дворянство и чиновничество; очерки К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Е. Я. Дороша, рисующие социальную и национальную характерность жизни разных мест России. Бывает Очерк и по преимуществу публицистически и, выражающий злободневный интерес к определённому состоянию или тенденциям развития социальной жизни и воспроизводящий её реальные типичные черты, а часто и значительные индивидуальные факты, но без их эмоционального претворения и заострения (домысливания). Такие Очерк часто содержат общие рассуждения автора или героев, анализирующие и оценивающие изображенную жизнь (например, очерковые циклы Г. И. Успенского «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли», изображающие и осуждающие разложение деревни с народнической точки зрения, или «Районные будни» В. В. Овечкина, выясняющие противоречия колхозной жизни в трудное послевоенное десятилетие). Но бывает Очерк и чисто документальный, предельно точно воспроизводящий реальные факты и явления, часто, однако, в сопровождении прямого публицистического истолкования или оценки автора-рассказчика («Тюкалинские страницы» П. Н. Ребрина); такой Очерк обычно рассматривают как жанр публицистики. Некоторые исследователи подлинным Очерк признают только документальный, а специфическим жанровым признаком Очерк — документальность.

По композиции Очерк очень различны: они могут состоять из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью; из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы; из рассуждений о них. Для придания единства столь разнородным компонентам важны активность обобщающей мысли автора, выразительность и колоритность его речи; большую роль может играть введение рассказчика, передающего свои наблюдения, впечатления, описывающего встречи и разговоры с основными героями.

Расцвет очеркового творчества в истории национальной литературы возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом общественных отношений или с возникновением нового уклада жизни, резко усиливаются «нраво-описательные» интересы. Так было в Великобритании в 1-й половине 18 в., когда происходило нравственное оскудение господствующих слоев и в сатирических журналах Р. Стила и Дж. Аддисона печатались социально-критические очерковые зарисовки характеров и бытовые сценки. Аналогичное явление произошло в России в конце 1760-х гг., когда стали выходить сатирические журналы (в том числе «Трутень» и «Живописец» Н. И. Новикова), разоблачавшие в очерковых формах пороки помещиков и чиновников в условиях начавшегося кризиса старого строя. К 40-м гг. 19 в., когда кризис углубился, передовая общественность остро поставила вопрос о состоянии русского общества, о нравственной деградации его верхов и угнетённости его низов, и тогда художественный и художественно-публицистический Очерк стал одним из ведущих жанров; в эту пору возникло и само их название. Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский выпустили три сборника «физиологических» (изучающих «физиологию», то есть внутренние процессы общественной жизни) Очерк «натуральной школы». Вся демократическая литература до 80-х гг. увлекалась Очерк, и даже сатирические «обозрения» М. Е. Салтыкова-Щедрина и крестьянские поэмы Некрасова складывались композиционно из очерковых частей, объединённых единством их социально-политической «нравоописательной» проблематики. В дальнейшем все демократические писатели во главе с В. Г. Короленко, М. Горьким отдавали большую дань этому жанру.

В советской литературе и публицистике Очерк — весьма распространённый жанр; его стимулируют постоянно назревающие перемены, обновление в социальной, экономической, правовой, бытовой сферах жизни. Развивая различные содержательные и композиционные формы (особенно публицистическую), советские очеркисты в своих лучших произведениях совершенствуют и основную познавательную функцию очерковой литературы: пафос исследования, проблемности и разведывания жизни (например, «Тяжёлый характер» В. Ф. Тендрякова, «Дейнега остаётся... Очерки сельской жизни» Г. Г. Радова, «Шаги по росе» В. М. Пескова, «Вокруг да около» Ф. А. Абрамова, «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша).



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:54 | Сообщение # 10

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Свободный стих

Свободный стих, верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов Свободный стих, отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют Свободный стих от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения Свободный стих связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во Франции, с книттельферсом (народным четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. Свободный стих чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции Свободный стих: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм народной поэзии; влияние библейского и литургического стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур; воздействие разговорной речи.

Термин «верлибр» введён французским писателем Г. Каном в 1884; но становление Свободный стих наблюдается со 2-й половины 18 в.: И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты Свободный стих в 19 в. принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла Свободный стих Гейне «Северное море») и др. Распространение Свободный стих начинается с 70-х гг. 19 в. и нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар, Ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. в России многочисленные Свободный стих создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной русской поэзии Свободный стих становится продуктивной формой особенно с конца 50-х гг. — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др.; в других литературах — Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей Свободный стих продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы.



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:54 | Сообщение # 11

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Мемуары

Мемуары (франц. mémoires, от лат. memoria — память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного в соответствии с их индивидуальностью и общественно-политическими взглядами времени написания Мемуары Основным источником сведений для Мемуары являются воспоминания авторов о пережитом, но наряду с ними порой используются различная документация, дневники, письма, пресса и т.п. Мемуары зачастую представляют собой литературные произведения и составляют особый жанр, разновидностью которого являются автобиографии и путевые записки (см. Путешествие). Некоторые Мемуары — выдающиеся художественные произведения («Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена). Часто Мемуары используются как средство политической и идеологической борьбы («Мысли и воспоминания» О. Бисмарка; «Воспоминания» С. Ю. Витте и др.), причём реакционные исторические деятели порой прибегают к искажению истины. Мемуары являются и источниками историческими, т.к. в них отражаются события политической и военной истории, культурной жизни, быт и нравы общества и др. Ценность Мемуары для исторической науки определяется их конкретностью, способностью отразить личное отношение автора к событиям, в которых он участвовал. Но субъективность и тенденциозность Мемуары осложняют работу исследователя.

Близкие к Мемуары сочинения были известны ещё в античности («Анабасис» Ксенофонта, «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря). Средние века дали ряд сочинений (главным образом в форме хроник, биографий, житий святых), сходных с Мемуары и содержавших записи о виденном автором. Возникновение Мемуары в современном понимании связано с Возрождением, с осознанием исторического значения человеческой личности, индивидуального опыта. В 18—20 вв. сложилась большая, разнообразная по форме и всеобъемлющая по содержанию мемуарная литература. Авторами Мемуары чаще всего являются политические и военные деятели, работники культуры и науки. В России появление Мемуары относится к 17 в. («Житие протопопа Аввакума» и др.), расцвет их как литературного жанра начинается в 18 в. После Великой Октябрьской социалистической революции, в связи с демократизацией культуры и др. областей общественной жизни, в создании Мемуары участвуют различные слои советского народа. Много Мемуары посвящено Октябрьской революции 1917 и Гражданской войне 1918—20, Великой Отечественной войне 1941—1945 и др. важнейшим событиям истории СССР. Написание Мемуары требует от их авторов правдивости, точности, чёткости классовых оценок. В СССР издаются серии Мемуары — «Военные мемуары» (Воениздат), «О жизни и о себе» (Политиздат), «Литературные мемуары» (Издательство художественной литературы).



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:55 | Сообщение # 12

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Проповедь

Проповедь, дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. Проповедь первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип Проповедь [ср. речи пророков в Ветхом завете и Заратуштры в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла]. Христианство заимствует технику Проповедь у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. созревает жанр церковной Проповедь, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», рус. — «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику.

На Западе основы церковной Проповедь закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340—397) и Августин Блаженный (354—430; в 4-й книге его сочинения «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской Проповедь). В течение средневековья Проповедь остаётся одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере Проповедь Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западную Проповедь проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231).

Сильные стимулы для развития Проповедь дала Реформация: М. Лютер провозгласил Проповедь центром церковной жизни, поставив её выше литургии. В 17 в. во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой Проповедь, пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров Проповедь, как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже — митрополит Даниил. В русском церковном красноречии 18—19 вв. осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной Проповедь (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:55 | Сообщение # 13

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Идиллия

Идиллия (греч. eidýllion), одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики). Так в схолиях впервые были названы произведения древнегреческого поэта Феокрита, написанные преимущественно гекзаметром, малые по объёму, различные по жанровым формам (мим, эпилий, лирический монолог); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно и подчёркнуто внесоциально. Последователем Феокрита был Вергилий. В новой европейской литературе Идиллия (форма буколической поэзии) в широком смысле — буколика (все жанры пасторали, идиллия, а также идиллические тенденции и мотивы); в узком, как жанровая форма лирики и эпоса, — небольшое стихотворение, рисующее мирную жизнь в единении с природой, при этом основное внимание уделено внутреннему состоянию автора или героя (собственно Идиллия (форма буколической поэзии)); Идиллия (форма буколической поэзии) освоена сентиментализмом (Идиллия (форма буколической поэзии) Г. Фосс, Ф. Мюллер, Жан Поль — Германия; С. Геснер — Швейцария). В России образцы Идиллия (форма буколической поэзии) созданы А. А. Дельвигом, Н. Идиллия (форма буколической поэзии) Гнедичем, В. Идиллия (форма буколической поэзии) Панаевым.



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:57 | Сообщение # 14

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Пастораль

Пастораль (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) античная буколика, посвящена жизни пастухов (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга); 2) вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16-17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо - Италия; Х. де Монтемайор - Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер - Англия; О. д"Юрфе - Франция), а в России - в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, Пастораль восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность Пастораль также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. Пастораль- характерный жанр аристократического барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.

Жанровые формы Пастораль многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы «Сказание об Орфее» Полициано (1480) развивается драматическая Пастораль, принятая особенно в 16-17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. Пастораль зародилась под влиянием литературной Пастораль, пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере «Пиковая дама» Пастораль И. Чайковский воссоздал Пастораль «Искренность пастушки». Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной Пастораль характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные Пастораль писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические Пастораль представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена).



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:57 | Сообщение # 15

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Эпопея

Эпопея (греч. epopoiїa, от épos — слово, повествование и poiéo — творю), монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. На ранних стадиях словесности — преобладающая разновидность нар. эпоса (см. Эпос, раздел 2-й); изображала наиболее существенные (по Гегелю — «субстанциональные») события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племён и народов. Древние и средневековые Эпопея — большие стихотворные произведения — возникали посредством либо объединения коротких эпических сказаний, либо развития (разрастания) центрального события. Позднее народным Эпопея подражали некоторые поэты в своём индивидуальном творчестве («Энеида» Вергилия, «Генриада» Вольтера).

В «нравоописательной» эпической литературе, раскрывающей не героическое становление национального общества, а его комическое состояние, возникали прозаические Эпопея («Гаргантюа и Пантагрюэль»Ф. Рабле, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Остров пингвинов» А. Франса). В 19—20 вв. романическая литература (раскрывающая становление характеров отдельных личностей, см. Роман), углубляясь до осмысления национально-исторических проблем, пришла к созданию «романов-Эпопея». В одних «романах-Эпопея» становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба («Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова). Другие являются «героико-романическими» Эпопея, в которых становление характеров главных героев происходит в процессе их сознательного и активного участия в исторических и революционных событиях («Петр I» А. Н. Толстого, «Коммунисты» Л. Арагона).



 
Форум » Школа писателей » Справочник » Жанры (Библиотека)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

 

 

 
200
 

Вы хотите учавствовать в конкурсах?
Всего ответов: 73
 





 
Поиск