Вход · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS Наша группа в ВК!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Gita_Ogg  
Форум » Школа писателей » Разное » Миниатюра (все о миниатюрах(драбблах))
Миниатюра
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 17:58 | Сообщение # 1

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Миниатюра - это сюжетно завершенный рассказ объемом до 5000 знаков. Будем также исходить из того, что превышать этот объем автору не стоит.

Миниатюра - это просто!
Такая мысль вполне имеет право на существование и, более того, первой приходит на ум. В самом деле, что стоит написать какие-то 2 несчастные страницы или того меньше? Пришла идейка, садишься, и в перерыв между сериалами или футбольными таймами набрасываешь текст. Потом просматриваешь, убиваешь опечатки - и готово!
Так может родиться шедевр. Или полный бред.
В чем суть такого взгляда на миниатюру? Каждый из нас время от времени пишет, особенно те, кто проводит часть времени в интернете. То ли это письма, то ли это посты в Живой Журнал, то ли на какой-либо форум отчет о поездке в Европу (на деревню к дедушке). У каждого сколь-нибудь активного пользователя интернета появляются небольшие удачные рассказы о том или ином событии, или о тех или иных переживаниях, сомнениях, страхах. О влюбленности, в конце концов.
Потому и отношение к миниатюре такое - несколько поверхностное. Мол, каждый может, невелика работа.

Миниатюра - это сложно.
Давайте посмотрим на миниатюру с другой стороны - как на караван в игольном ушке или подкованную блоху. Когда миниатюра - это не просто веселое бытоописание, а повествование со своей задумкой, внутренней логикой, определенной идеей, которую надо донести. Только маленькое.
Тут и вылазят из всех щелей всякие несуразицы.

Первое - это огрехи композиции. На двух страницах надо успеть представить героев, дать им характеристику, описать начальные условия, что с ними произошло и что из этого вышло. Достаточно часто миниатюры страдают дисбалансом в композиции. Неспешное начало со множеством подробностей (например: во что была одета героиня или какой системы и с какими примочками автомат в руках героя)вдруг стремительно ускоряет темп, в трех абзацах (а бывает и предложениях!) разрешается ситуация и всё, финиш. Это наиболее часто встречающийся вариант. Бывают и другие вариации на тему непрекращающейся кульминации или неспешной развязки, после которой нужно догадаться - что, собственно, привело героя к этой самой развязке?

Второе - иллюстративность или скелетообразность. Малый объем не оставляет возможности лирически поотступать или основательно расписать всё, что автор вместе с героями думают по тому или иному поводу. А сказать хочется. Вот миниатюра и превращается: в описательной части - в набор слайдов, а в части действия - в пунктирную линию. Теряется гладкость перехода от одной мини-сцены к другой, да и сам переход никак не обосновывается.

Третье - это использование слов и построение предложений. На малом объеме очень хорошо видно, насколько автор умеет работать с предложениями, строить фразы, употреблять те или иные слова. И, если в большом рассказе одно-два неудачных предложения можно и пропустить, то в миниатюре они видны как под прожектором:
Северцев, известный путешественник и экстремал, присоединился к группе спелестологов - исследователей искусственных подземных пещер и ходов, в отличие от спелеологов, изучающих естественные пещеры, - уже после того как были отрыты тоннели в Крыму, - Мраморная пещера в горах Чатырдага оказалась частью такого тоннеля, - на Кавказе и под легендарной Медведицкой грядой в Поволжье, детально обследованной экспедицией "Космопоиска" под управлением Вадима Черноброва.
Это одно предложение, прошу заметить.
Другим ликом этой же проблемы является редактирование рассказа большего объема под миниатюру. Вырезаются прилагательные, причастные обороты, какие-то мелкие детали, слова заменяются на более простые. Текст усыхает - и шикарный букет превращается в гербарий.

Так просто или сложно?
Миниатюру можно текстово решить несколькими различными способами.

Первый: Миниатюра-описание. Автор посвящает миниатюру одной-единственной зарисовке. Это может быть описание природы или описание людей, наблюдающих нечто такое, что оставляет в их душах и сердцах неизгладимый след.

Второй: Миниатюра ситуации или действия. Описаниям уделяется мало места, дается "вводная" и текст миниатюры посвящается тому, как герой или герои проходят и разрешают одну определенную ситуацию. Не стоит путать ее с непрекращающейся кульминацией. В миниатюре действия ситуация имеет начало и конец, что - с последствиями.

Третий:
Стилизация. Отличным примером миниатюры является притча. Можно обратить внимание на суфийские притчи или сказания о Ходже Насреддине. Притчу можно использовать для иллюстрации философской идеи или ситуации с парадоксальным выходом, тем самым выводя текст в другую плоскость. Мифологичность и метафоричность также может сыграть добрую службу для подобного текстового решения.

Четвертый и самый сложный: Работать над текстом и всё-таки писать миниатюру по канонам большого рассказа. Изначально четко представлять себе не только что именно, но и как именно оно будет написано. Например: отвести на вступление 20% объема, действие - 50%, кульминацию - 10%, развязку - 20% и стараться не выходить за эти рамки. Несколько раз прочитать глазами, несколько раз вслух, чтобы выявить все неудачно построенные предложения. Постараться понять: создается ли цельный образ происходящего? И, самое главное - получилось ли сказать текстом то, что задумал автор?

Файл - Свойства - Статистика.
Знаки - всего лишь черточки на белом фоне. Можно следовать этим или другим советам, можно просто писать как на душу ляжет. Но для любого произведения существует лишь одна аксиома - искорка.
Если автору есть чем поделиться, если он хочет на что-то указать, что-то объяснить, рассказать, посмеяться, да просто поразмыслить вместе с героями - искорка проскочит между его текстом и читателем.
Миниатюра очень чувствительна к искоркам. Это, наверное, самый искренний жанр.
Большой текст может тронуть душу искорками включенных в него удачных кусочков-миниатюр. Миниатюра трогает только своей искренностью, своей внутренней искоркой, подаренной автором читателю.



 
prof_DiДата: Четверг, 26.01.2012, 04:37 | Сообщение # 2

Профессионал
Сообщений: 346
Награды: 10
Репутация: 3
Статус: Offline
О, спасибо большое за такую познавательную статью. Будет теперь на что опираться и от чего отталкиваться при "разборе полетов" в своих текста.

Бисова козявка (с)
 
Natalie_NezhДата: Четверг, 26.01.2012, 13:07 | Сообщение # 3

Специалист
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 5
Статус: Offline
Исследование действительно интересное.

Только мне кажется, есть одно противоречие:

Quote (dinalt)
Миниатюра - это сюжетно завершенный рассказ

Quote (dinalt)
...Миниатюра-описание. Автор посвящает миниатюру одной-единственной зарисовке

Все же "описание" или "зарисовка" обычно не содержат никакого сюжета. Я думаю, исходное определение - "сюжетно завершенный рассказ" - слишком узкое. Жанр миниатюры как раз хорош тем, что в нем может отсутствовать конкретное действие, при этом благодаря небольшому размеру текста раз(из)мышления автора не успевают еще надоесть читателю.

Наверное, в общем случае "завершенной", т.е. окончательно выраженной, должна быть мысль, идея произведения. А есть ли в нем сюжет, или только зарисовки/описания/настроения - это уже второстепенно.

ИМХОвейшее ИМХО, само собой...


Мудрый не тот, кто знает ответы на все вопросы, а тот, кто знает вопросы, на которые нет ответов (Урсула Ле Гуин)
 
АнНетДата: Четверг, 26.01.2012, 20:47 | Сообщение # 4

Специалист
Сообщений: 190
Награды: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Natalie_Nezh)
Наверное, в общем случае "завершенной", т.е. окончательно выраженной, должна быть мысль, идея произведения. А есть ли в нем сюжет, или только зарисовки/описания/настроения - это уже второстепенно.

да излишние зарисовки только топят текст. если в нем нет мысли, того, что автор пытался донести, то это простое описание чего-либо. а в миниатюре автор должен выстрелить всего один раз, как снайпер, и попасть точно в цель.
 
Natalie_NezhДата: Четверг, 26.01.2012, 21:01 | Сообщение # 5

Специалист
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 5
Статус: Offline
АнНет, это понятно. Но речь о том, что в миниатюре вполне может и не быть никакого действия и явно выраженного сюжета. Достаточно законченной мысли. А по данному определению это тогда как бы НЕ миниатюра.

Мудрый не тот, кто знает ответы на все вопросы, а тот, кто знает вопросы, на которые нет ответов (Урсула Ле Гуин)
 
АнНетДата: Четверг, 26.01.2012, 21:26 | Сообщение # 6

Специалист
Сообщений: 190
Награды: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
никогда не задумывались над тем, кто писал сценарий к санте-барбаре? вопрос конечно же не в тему...
 
АзазеллоДата: Пятница, 21.12.2012, 19:10 | Сообщение # 7

Гений
Сообщений: 1266
Награды: 9
Репутация: 6
Статус: Offline
о, санта барбара smile smile wink tongue ! Я был еще мелким, кады она началась... А закончилась она, коды я засобиралси в армию smile не, может я утрирую - но этих гребаных Круза Кастильо (засрали испано-баскскую фамилию, уроды!), Сиси и... в общем, остальных - я запомнил надолго wacko dry

Как родился - не помню.
Как умру - не знаю.
 
santehlitДата: Четверг, 15.03.2018, 03:27 | Сообщение # 8

Увлеченный
Сообщений: 68
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
говорят, роман пишется за неделю
над миниатюрой надо думать год
это истина?
 
Форум » Школа писателей » Разное » Миниатюра (все о миниатюрах(драбблах))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 

 

 
200
 

Как вы относитесь к критике?
Всего ответов: 86
 





 
Поиск