Вход · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS Наша группа в ВК!
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Модератор форума: дзихико  
Форум » Кофейня » Сказки. Какие они есть на самом деле » Русские народные Ска... (то что я не стала читать не только детям, но и взрослым)
Русские народные Ска...
дзихикоДата: Четверг, 06.09.2012, 12:02 | Сообщение # 16

Мастер
Сообщений: 464
Награды: 7
Репутация: 4
Статус: Offline
Ехал мужик с горшками, потерял большой кувшин. Залетела в кувшин муха и стала в нем жить-поживать. День живет , другой живет. Прилетел комар и стучится: -уто в хоромах живет, кто в высоких?
- Я, муха -шумиха; а ты кто?
- А я комар-пискун.
- Иди ко мне жить.
Вот и стали вдвоем жить. Прибежала к ним мышь и стучится:
- -Кто в хоромах живет, кто в высоких?
- Я, муха -шумиха, да комар-пискун; а ты кто?:
- Я из угла хмыстень.
- Иди к нам жить.
И стало их трое. Прискакала лягушка и стучится :
- Кто в хоромах живет, кто в высоких?\
- Я, муха -шумиха, да комар-пискун, да из игла хмыстень; а ты кто?
- Я на воде балагта.
- Иди к нам жить.
Вот и стало их четверо.
Пришел заяц и стучится:
-Кто в хоромах живет, кто в высоких?
- Я, муха -шумиха, да комар-пискун, да из игла хмыстень, да на воде балагта; а ты кто?
- Я на поле сверстень.
- Иди к нам.
Стало их теперь пятеро.
Пришла лисица и стучится:
Кто в хоромах живет, кто в высоких?
Я, муха -шумиха, да комар-пискун, да из игла хмыстень, да на воде балагта, да на поле сверстень, а ты кто?
- Я на поле краса.
- ступай к нам.
Прибрела собака и стучится:
Кто в хоромах живет, кто в высоких?
-Я, муха -шумиха, да комар-пискун, да из игла хмыстень, да на воде балагта, да на поле сверстень, да на поле краса, а ты кто?
- А я гам-гам!
- иди к нам жить.
Собака влезла.
Прибежал еще волк, стучится:
Кто в хоромах живет, кто в высоких?
-Я, муха -шумиха, да комар-пискун, да из игла хмыстень, да на воде балагта, да на поле сверстень, да на поле краса, да гам-гам, а ты кто?
Я из кустов хап.
- Иди к нам жить.
Вот живут себе все вместе.
Спознал про эти хоромы медведь, приходит, стучится - чуть хоромы живы:
Кто в хоромах живет, кто в высоких?
Я, муха -шумиха, да комар-пискун, да из игла хмыстень, да на воде балагта, да на поле сверстень, да на поле краса, да гам-гам,
да из кустов хап, а ты кто?
- а я лесной гнет!
Сел на кувшин и всех раздавил.


у меня хромает пунктуация и орфография! пожалуйста не надо их лечить!
 
Gita_OggДата: Четверг, 06.09.2012, 12:14 | Сообщение # 17

Просто менестрель
Сообщений: 1019
Награды: 14
Репутация: 6
Статус: Offline
Сказка о рукавичке smile Я так понимаю, первозданный вид.

История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
 
дзихикоДата: Четверг, 06.09.2012, 12:17 | Сообщение # 18

Мастер
Сообщений: 464
Награды: 7
Репутация: 4
Статус: Offline
о теремке

у меня хромает пунктуация и орфография! пожалуйста не надо их лечить!
 
Gita_OggДата: Четверг, 06.09.2012, 12:21 | Сообщение # 19

Просто менестрель
Сообщений: 1019
Награды: 14
Репутация: 6
Статус: Offline
А ну да, или о теремке smile

История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
 
BelIvДата: Четверг, 06.09.2012, 22:02 | Сообщение # 20

Профессионал
Сообщений: 336
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Offline
А мне больше нравится мультик в котом вместо теремка сервант с продуктами. biggrin
 
Gita_OggДата: Четверг, 06.09.2012, 22:25 | Сообщение # 21

Просто менестрель
Сообщений: 1019
Награды: 14
Репутация: 6
Статус: Offline
Ага, я тоже его люблю

История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
 
mforostДата: Пятница, 05.10.2012, 18:27 | Сообщение # 22

Увлеченный
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемая дзихико, smile
Quote (дзихико)
Скрипи, нога,
Скрипи, липовая!
И вода-то спит,
И по селам спят,
По деревням спят;
Одна баба не спит,
На моей коже сидит,
Мою шерстку прядет,
Мое мясо варит,


Сказочка действительно жутковатая. Но она довольно известна. По-моему, она всегда входила в сборники А.Афанасьева.
Сказка отражает те далёкие времена, когда медведь был тотемным животным. Первобытная религия запрещала охотиться на него - не то, что есть его мясо или использовать в быту шерсть и шкуру.
По сюжету, старик-охотник нарушает сакральный запрет, и медведь (предок рода, тотем, хозяин леса) жестоко карает его.

В этом смысле, сказка оказывается в одном ряду с мифом об Актеоне. Помните? Красавец-охотник нарушил запрет и охотился в заповедных лесах богини Артемиды. Он убил её оленя (а также подсмотрел, как Артемида купается) и был наказан: заколдован, превращён в оленя, и его растерзали собственные собаки.
Вы видите?
Артемида в этом мифе больше похожа на "молодую бабу-ягу", чем на сестру Аполлона. Она - хозяйка леса, она - повелительница зверей. Она (как и медведь в русской сказке) карает охотника - нарушителя охотничьего табу.

Большинство сказок выражают древнее мифологическое восприятие мира. Причем, чем древнее сюжет, тем архаичнее та картина мира, которую предполагал сказочник.


Лев! Ты не прав. Прав? Ты не лев! (с)
 
mforostДата: Пятница, 05.10.2012, 18:57 | Сообщение # 23

Увлеченный
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
дзихико,
Quote (дзихико)
у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось

Хотите продолжим?
Возьмём первоначальный текст про курочку-рябу.
Жили-были Дед и Баба, и была у них курочка-ряба. Снесла курочко яичко - не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь Баба, я снесу вам другое - не золотое, а простое!"
Хэппи энд, так сказать.

Разберем сказку. Во-первых: почему яйцо золотое, и почему дед с бабой силятся его расколотить? Почему, когда это им удается, они горько плачут?

Во всех архаических сюжетах ЗОЛОТО - это символ солнца, а опосредованно - весны, лета, плодородящих сил. Сюда относятся и золотые яблочки, и золотое руно аргонавтов.
Предположим, что золотое яйцо - это солнце. Тогда кто его снёс?
Копаем древние мифы и находим, что небо (особенно ночное!) часто мыслилось как ПТИЦА, раскинувшая огромные крылья. Это Птица-Рухх из арабских сюжетов, это Моголь-птица или Ногай-птица из русских сказок. Птица - Ночное Небо как бы рождает из себя солнце (золотое яйцо). Вот, теперь понятно, почему наша курочка - рябушка. Рябинки - это звездочки на ночном небе.

Кто ж тогда Дед и Баба - хозяева Ночного Неба, рождающего Солнца? Ну, очевидно, мужское и женское начало вселенной, некая безымянная пара богов, вроде Зевса и Геры, Одина и Фреи и т.п.
Зачем же они колотят яйцо-солнце?
Вообразите: раскинулись крылья Ночи, рождается на свет Солнце... Вдруг слышны отдалённые раскаты: бам, бам... бам, бам... И вдруг молнией мелькает Мышь! ГРОХОТ! СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ!!! И ливень из слёз! Дождь из рыданий и плача!

Перед нами ни что иное, как описание весеней грозы. А.Афанасьев в книге "Поэтические воззрения славян на природу" даёт много примеров сказок, где мышь (или белка, или горностайчик) становится метафорическим символом молнии. Соответственно и слёзы - это дождь.
Вот и получается, что "Курочка-ряба" это сказка о том, как мир обновляется во время грозы, как в грохоте и страшненьких, в общем-то, событиях рождается новая жизнь, обновляется природа.

Поздние сказочники сделали акцент не столько на обновлении, сколько на разрушительном светопреставлении. Отсюда и набор абсурдных образов: пономарь разорвал все книги, просвирня раскидала просфоры, диакон перебил колокола - ужас!
Церковный публицист диакон Андрей Кураев в книге "Что за прелесть эти сказки" отмечает, что все люди (пономарь, просвирня, дьячок) творят то, что не должны творить ни в коем случае, иными словами, все они святотатствуют. Этими метафорами сказочник хочет показать абсурдность, нелепость, извращение человеческого поведения при светопреставлении. Все делают, что не должно - большей разрухи сказочник не мог и вообразить.

Но по счастью, даже светопреставление кончается "Новой землёй и Новым небом". "Не плачь, дед, не плачь, баба - я снесу вам новое яичко..."
Финал-то у сказки - оптимистичный!
smile


Лев! Ты не прав. Прав? Ты не лев! (с)
 
дзихикоДата: Пятница, 05.10.2012, 20:29 | Сообщение # 24

Мастер
Сообщений: 464
Награды: 7
Репутация: 4
Статус: Offline
mforost, это замечательно, что вы так хорошо знаете о сказках! предлагаю в таком случае продолжать самому( самой) вести сей раздел. и да вы правы это сборник Афанасьева

у меня хромает пунктуация и орфография! пожалуйста не надо их лечить!
 
mforostДата: Суббота, 06.10.2012, 12:52 | Сообщение # 25

Увлеченный
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (дзихико)
mforost, предлагаю в таком случае продолжать самому вести сей раздел. и

Я бы с удовольствием, Дзихико, но только с Вашей неоценимой помощью! smile


Лев! Ты не прав. Прав? Ты не лев! (с)
 
дзихикоДата: Воскресенье, 07.10.2012, 09:10 | Сообщение # 26

Мастер
Сообщений: 464
Награды: 7
Репутация: 4
Статус: Offline
mforost, к сожалению, а может и к радости якуда-то подевала афанасьева, так что если вы так хорошо знакомы с его сборникрм , можете скидывать сюда сказки с полнм разбором. люди на форуме у нас любознательные и интересующиеся всем на свете!

у меня хромает пунктуация и орфография! пожалуйста не надо их лечить!
 
mforostДата: Понедельник, день тяжелый(((, 03.12.2012, 18:47 | Сообщение # 27

Увлеченный
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Ну, поскольку выпал снег, близится Новый Год, открылись школы и мастерские Деда Мороза, -- настала пора поговорить о Снегурочке.
Кто она такая – эта снежная дева из русских сказок?
Известны два сюжета о ней – фольклорный и литературный. Первый – из народной сказки, второй – из пьесы Островского (сценарии пионерских утренников-ёлок мы, как-нибудь, вынесем здесь за скобки).
В первом сюжете Снегурку вылепили из снега старик со старухой. Девочка ожила, подросла, встретила лето, пошла с подружками в лес по грибы и ягоды…
Во втором сюжете Снегурочка – дочь Мороза и Весны, она приходит жить к людям, она не знает, что такое любовь, за ней ухаживают Лель и Мизгирь…
А вот финал у обеих историй одинаковый! Люди встречают летний праздник, прыгают через костры, и Снегурочка, прыгнув, тает и превращается в облачко пара. Конец грустный, все плачут и жалеют бедную девочку.
Причем её гибель во втором сюжете (авторском) хоть как-то мотивирована, а в первом (народном) гибель происходит ни с того ни с сего – по недогляду.

Так или иначе, но именно прыжки через летние костры и превращение в облачко пара – это та черта, что объединяет обеих Снегурочек.
Разберёмся с её происхождением.
Простую снежную девочку (оживший снеговичок) Островский превращает в загадочное стихийное существо – дочь Мороза (персонификации зимы) и Весны (персонификации пробуждения природы).
Мороз и Весна действуют в его пьесе как стихийные природные боги. Весна – богиня красоты и плодородия, Мороз – божество стужи и зимнего покоя.
Снегурочка же (волей автора) становится их дочерью так же, как многочисленные нимфы, наяды и дриады были дочерьми олимпийских богов. Остановимся на этом!

Аналогом нимф и дриад в русском фольклоре были русальи, берегини, полудницы и тому подобные сказочные девы. А.Афанасьев в работе «Поэтические воззрения славян на природу» замечает, что сказочных дев – как славянских, так и греческих – роднит близость к воде. Их матери-богини считались залогом всемирного плодородия (а плодородие без воды невозможно). Соответственно и дочери (нимфы и русалочки) были гарантом плодородия, но уже местного: нимфы и русалки – это мелкие «богинечки» ручьёв, речушек, родников, колодцев, озёр…
У небесных родников, что питают священные сады и рощи богов, тоже есть свои нимфы-русалки. Они заведуют теми самыми небесными ручьями, что проливаются на землю дождём. Часто в греческих мифах какая-нибудь несчастная (от любви) нимфа становится облаком и улетает… Собственно говоря, по Афанасьеву, все эти распрекрасные и соблазнительные полногрудые нимфы – ни что иное, как образ золотого облака, несущего в себе дождь, а значит плодородие.
Вот только зимой вода замерзает.
В греческом фольклоре этого мотива нет. По крайней мере, я его просто не помню. Снег в Греции не выпадает, а если и ложится порой на землю, то тут же и тает. Поэтому образа, подобного образу Снегурочки, в греческих мифах просто нет.

Итак, небесный ручеёк замёрз. Дева-облако превратилась в снег. Она утратила (на время) своё плодородящее начало. Она как бы спит.
Поэтому-то Снегурочка так холодна и равнодушна к любви. Снегурочка – это застывшая русалочка. Ей бы пролиться звонким ручейком, разлететься брызгами, а не может. Она изначально несчастна.
Понимаете? Это не финал в сказке грустный, это начало – горше не придумаешь!
Что же спасёт Снегурочку?
По мысли древних славян, спасти её мог только обряд возрождения жизни – священнодейство жаркого лета, чары и магия огня. В день летнего солнцестояния заканчивалась весна, наступало лето с его жарой и спелыми плодами. Символом этого плодородящего жара становились костры в ночь на Купалу и… жаркие любовные утехи парней и девушек.
Те костры, что появляются в финале, это – обрядовые костры Купальских игрищ (собственно, Островский этого и не скрывает, а вот народная сказка этот мотив явно позабыла). Купала (если кто не знает) это древний божок плодородия, что-то вроде местного Диониса или Озириса. Сказка воспроизводит обряд, в котором Снегурочка может как бы прикоснуться к его волшебной силе и расколдоваться!
Да-да, расколдоваться! Холодная Снегурочка – это её неестественное состояние. Её подлинный облик – это радостная воздушная нимфа, хозяйка небесных ручейков-дождиков, облачная русалочка. Потому-то, прыгнув через купальский костёр, она и превращается именно в облачко.
Конец-то у сказки счастливый!
Поэтому утрите ваши слёзы и радуйтесь жизни! Всё будет хорошо!


Лев! Ты не прав. Прав? Ты не лев! (с)
 
mforostДата: Вторник, 04.12.2012, 12:52 | Сообщение # 28

Увлеченный
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Кстати, в последствии образ Снегурочки претерпел в массовом сознании грустную эволюцию
от такого:

до такого:

По-моему, это весьма показательно иллюстрирует духовное состояние современной цивилизации. Как вы думаете?


Лев! Ты не прав. Прав? Ты не лев! (с)
 
mforostДата: Четверг, 03.01.2013, 13:43 | Сообщение # 29

Увлеченный
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
С НОВЫМ ГОДОМ!!!


Лев! Ты не прав. Прав? Ты не лев! (с)
 
DaydreamerДата: Среда, 09.01.2013, 13:18 | Сообщение # 30

Опытный
Сообщений: 111
Награды: 3
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата (mforost)
По-моему, это весьма показательно иллюстрирует духовное состояние современной цивилизации. Как вы думаете?

Прочла сначала как "иносказательно", думаю, в где это тут?
Иллюстрация буквальная, на самом деле.
Не заметила ранее эту тему. Пороюсь в своих складах памяти, тоже сказки были интересные...
 
Форум » Кофейня » Сказки. Какие они есть на самом деле » Русские народные Ска... (то что я не стала читать не только детям, но и взрослым)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

 

 

 
200
 

Како вариант книги вы предпочтете?
Всего ответов: 102
 





 
Поиск