Эту тему я хочу посвятить писателям известным и не очень, но тем, чьё творчество так или иначе связано с жанром фантастики. Я буду очень стараться никого не забыть и не пропустить ни чей день рождения, даже если в один и тот же день угораздило родиться нескольких писателей.
Надеюсь, вы откроете для себя что-то новое или вспомните то, что когда-то знали, но забыли. История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
Сегодня, 6 сентября родился британский писатель-фантаст Ча́йна Том Мьевиль.
Случилась эта радость в 1972 году в Лондоне в семье хиппи. Именно им, кроме всего прочего, он обязан своим странным именем («China» — «Китай» (англ.)) и общением в детстве с друзьями с не менее странными именами Каскад и Индия.
Чайна любил читать с детства, но, по его словам, не был активным фаном и ничего не знал о фан-конвентах. Он, однако, внимательно изучал множество фантастических журналов, таких как «Interzone», а также научно-фантастическую колонку в «White Dwarf». Множество прочитанных книг ещё в школьные годы вдохновили его на первые собственные произведения, и несмотря на то, что большинство из написанного издатели отвергли, в 1985 году были опубликованы его рассказ «Highway Sixty One Revisited» и стихотворение «Ex-Beatles in Seance by Steve Bailey».
Интересно? Читаем дальше:
С раннего детства Чайна жил в Лондоне, учился в школе-интернате. Когда ему было восемнадцать лет, он год проработал в Египте и Зимбабве, где преподавал английский язык. С тех пор у него сохранился интерес к арабской культуре и ближневосточной политике. Вернувшись на родину, Мьевиль получил в Кембридже степень бакалавра по социальной антропологии, а затем с отличием закончил магистратуру в Лондонской школе экономики и получил кандидатскую степень PhD в области международных отношений. Затем получил стипендию Фрэнка Нокса в Гарвардском университете.
«Когда я поступил в университет, — вспоминает Чайна, — я начал относиться к вещам более серьезно, и, имея довольно много времени, решил приступить к работе над романом. Я не знаю, как люди умудряются писать книги, работая при этом с девяти до пяти. Во время написания романа я много учился и образование повлияло на мою писанину, да так повлияло, что я обзавелся агентом…»
В настоящее время Мьевиль живет в Лондоне. Он является активным членом Британской социалистической рабочей партии, и на выборах 2001 года даже выдвигался в Палату общин от Социалистического союза, а одна из лондонских газет назвала его «самым сексуальным политиком». Выдвигался, правда, неудачно — округ был традиционно лейбористским, так что Мьевиль набрал 459 голосов, что составило всего 1,2% от общего количества проголосовавших. Критики отмечают, что левые взгляды писателя находят отражение в его творчестве, а также в его идеях в области теории литературы (он даже критиковал толкиновского «Властелина колец» за его реакционность). По слухам, несколько семинаров, проводившихся на конвентах фантастики и посвященных взаимоотношениям политики и литературы, закончились горячими спорами между Мьевилем и писателями, придерживавшимися правых взглядов.
Первый роман Мьевиля «Крысиный король» вышел в 1998 году и номинировался на Bram Stoker Award, International Horror Guild Award и Locus Poll Award, но ни одной премии не получил. Скорее хоррор по форме, чем фэнтези, он тем не менее явился довольно показательным в плане того, в каком именно ключе предпочитает работать писатель.
На сегодняшний день в цикл «Нью-Кробюзон», принесший автору известность и признание, входят три романа. Последний, «Железный совет», вышел в 2004 году. В своих многочисленных интервью автор не устает повторять, что знает о том, что преданные фанаты успели соскучиться по этому полюбившемуся миру, что и сам по нему скучает. Именно поэтому он не исключает того, что со временем вернётся к работе над циклом, и именно поэтому считает, что работа может оказаться долгой. Ведь возвращение должно быть триумфальным, чтобы никто не остался разочарованным.
Писатель утверждает, что работает, сознательно смешивая жанры — хоррор, фэнтези и научную фантастику, создавая при этом произведения, которые получили название «weird fiction». Мьевиль принадлежит к свободной группе авторов, которых называют «Новыми странными» (New Weird), и которые пытаются спасти фэнтези «из тисков коммерции и жанровых клише эпигонов Толкина». В интервью журналу Locus он говорит: «Идея утешительного фэнтези вызывает у меня рвотный рефлекс.
Не то, чтобы вы не должны были бы чувствовать себя комфортно, или не должно быть всяких хэппи-эндов, но для меня мысль, что задача книги — утешать, по существу означает, что её цель — не бросать вызов, не ниспровергать, не подвергать сомнению. Тогда она всецело ориентирована на статус-кво — полностью, твёрдо, эстетически — а мне такая идея ненавистна. Я думаю, что лучшая фэнтези говорит о неприятии утешения, и вершина фэнтези — это сюрреализм, жанр, которым я зачитывался, как одержимый, и горячим поклонником которого являюсь. Я почитаю себя продуктом «развлекательного крыла» сюрреалистов — то есть использую эстетику фантастики для того, чтобы сделать нечто обратное утешению».
Библиография
- Крысиный король / King Rat (1998) - фэнтези - Вокзал потерянных снов / Perdido Street Station (2000) - научная фантастика (серия нью-кробюзон) - Шрам / The Scar (2002) - научная фантастика (серия нью-кробюзон) - Железный совет / Iron Council (2004) - научная фантастика (серия нью-кробюзон) - Нон Лон Дон / Un Lun Dun (2007) - - фэнтези - The City & the City (2009) - - фэнтези - Kraken (2010) - Embassytown (2011) - Railsea (Май 2012)
Премии
- «Крысиный король», был номинирован на премию Международной гильдии ужасов и премию имени Брэма Стокера. - «Вокзал потерянных снов», получил премию Артура Кларка и был номинирован на премии «Хьюго», «Небьюла» и World Fantasy. - «Шрам», получил премию British Fantasy и был номинирован на премии «Хьюго», «Небьюла», World Fantasy и премию Артура Кларка. - «Железный совет», получил премию Артура Кларка в 2005 и был номинирован на премии «Хьюго» и «Небьюла». - 2010, премия Локус в категории «Роман фэнтези» за «The City & the City» (2009). Так же за этот роман он получил премию «Хьюго»[3]. - 2011, премия Локус в категории «Роман фэнтези» за «Kraken»
Вот такой он, Ча́йна Том Мьевиль:
или такой
Если захотите прочесть, о чём же всё-таки пишет этот странный и необычный человек, просто сделайте Тырк! История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
Сегодня, 7 сентября родился Александр Иванович Куприн
Родился в Пензенской губернии в 1870 году. Его отец умер от холеры, когда мальчику был всего год. В 1874 году они с матерью переезжают в Москву, где поселяются в Сиротском пансионе. В 1880 году он поступает во Вторую московскую военную гимназию, но не может мириться с жесткой казарменной дисциплиной. Уже здесь рождается его любовь к литературе: Александр пробует свои силы в поэзии.
Интересно? Читаем дальше:
Осенью 1888 года его принимает в свои стены Третье Александровское юнкерское училище в Москве. В 1889 году он впервые выступает в печати, публикуя в «Русском сатирическом листке» рассказ «Последний дебют». В 1890 году, окончив училище, подпоручик Куприн отправляется в пехотный Днепровский полк. В 1893 году он заканчивает повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Казарменные будни становятся для него все невыносимее.
Осенью 1893 года Куприн получает отставку и через год оказывается в Киеве. Он много печатается в газетах, пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом было два сборника: очерков («Киевские типы», 1896) и рассказов («Миниатюры», 1897). В 1896 году Куприн пишет цикл очерков о рабочих, набрасывает контуры повести «Молох». Вслед за этим появляются «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» (1898), «В цирке» (1901), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903) и повесть «Поединок» (1905).
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где перед ним открываются двери редакций популярных «толстых» журналов («Русское богатство» и «Мир Божий»). В 1897 г. он знакомится с Буниным, чуть позднее – с Чеховым и Горьким. Приезжая в Москву, посещает литературное объединение «Среда». Издательство «Знание» выпускает в 1903 году первый том рассказов Куприна, и критика положительно о них отзывается.
В 1902 году Куприн женится на дочери издательницы Давыдовой. В 1909 году писатель получает за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, в 1912 выходит собрание его сочинений.
В начале Первой мировой войны Куприн вновь надевает мундир. Демобилизовавшись, он организует в своём гатчинском доме военный госпиталь. После Февральской революции Куприн переезжает в Петроград, где редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». Во время Октябрьской революции Куприн публикуется в буржуазных газетах, критикует планы Ленина по преобразованию России. Летом 1920 года он оказывается в Париже, где его литературное творчество практически прекращается. Новый сборник выходит только в 1927 году. В 1933 году выходит его роман «Юнкера».
Очень скучая по Родине, он 31 мая 1937 года возвращается в Россию и селится в голицынском Доме творчества писателей. В конце декабря 1937 года Куприн переезжает в Ленинград. В 1938 году, в ночь на 25 августа после тяжелой болезни Куприн скончался.
1897 — «Киевские типы» 1899 — «На глухарей» 1895—1897 — цикл очерков «Студент-драгун» «Днепровский мореход» «Будущая Патти» «Лжесвидетель» «Певчий» «Пожарный» «Квартирная хозяйка» «Босяк» «Вор» «Художник» «Стрелки» «Заяц» «Доктор» «Ханжушка» «Бенефициант» «Поставщик карточек» 1900 — Путевые картинки: От Киева до Ростова-на-Дону От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели. 1901 — «Царицынское пожарище» 1905 — «События в Севастополе»; «Сны» 1908 — «Немножко Финляндии» 1907—1911 — цикл очерков «Листригоны» 1909 — «Не трогайте нашего языка». О русскоязычных писателях-евреях. (Письмо А. И. Куприна Ф. Д. Батюшкову от 18 марта 1909 г. Хранится в Отделе рукописей Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Фонд 20, ед. хран. 15.125.ХСб 1.)
Экранизации:
Трус (1914) Яма (1915), в четырёх частях, режиссёр М. Мартов, директор кинофирмы Василий Функе Поединок (1915) Первый день (1936), режиссёр Александр Такайшвили Белый пудель (1955), режиссёры Марианна Рошаль, Владимир Шредель Колдунья — (La Sorciere, 1956), режиссёр: Андре Мишель, в гл. роли Марина Влади Поединок (1957), режиссёр Владимир Петров Анафема (1960), режиссёр Сергей Гиппиус Гранатовый браслет (1964), режиссёр Абрам Роом Девочка и слон (1969), режиссёр Леонид Амальрик Олеся (1970), режиссёр Борис Ивченко Шурочка (1982), режиссёр Иосиф Хейфиц И вот пришёл Бумбо…(1984), режиссёр Надежда Кошеверова Любимец публики (1985), режиссёры Александр Згуриди, Нана Клдиашвили Яма (1990), режиссёр Светлана Ильинская Гамбринус (1990), режиссёр Дмитрий Месхиев Брегет (1997), режиссёр Виталий Ованесов Мелюзга (2005), режиссёр Владимир Морозов Юнкера (телесериал) (2007), режиссёр Игорь Черницкий
Конечно, он был реалистом каждой клеткой своей души, но он был фантастически талантлив и потому я не смогла пропустить день рождения столь замечательного творца.
Если захотите прочесть что-нибудь из его произведений, кликните сюда История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
Ну, вот, как всегда, хотела посвятить эту тему одним только писателям, но просто не могу пройти мимо столь знаменательного события.
Сегодня, 8 сентября, впервые на экраны вышел телесериал "Стар Трэк".
Это хроники звездолёта Звездного Флота Объединенной Федерации Планет «Энтерпрайз» под командованием капитана Джеймса Тиберия Кирка. Он бороздил просторы Млечного пути во всех направлениях. Его цель: встречаться с новыми цивилизациями, исследовать новые миры и новые формы жизни, открывать неизведанное и помогать всем, кто нуждается в помощи.
Экипаж корабля, в который входят старшие офицеры: офицер по науке Спок, главный врач Леонард Маккой, инженер Монтгомери Скотт, глава службы безопасности Павел Чехов, навигатор Хикару Сулу и офицер по связи Нийота Ухура - всегда готов придти на выручку друг другу и никогда не отступит на сколько бы плачевной не была ситуация. Их цель: смело идти туда, Куда не ступала нога человека.
Интересные факты:
Небольшая группа поклонников «Оригинального сериала» положила начало целому фан-движению «Треккеров» (или «Трекки»).
Спок (актёр — Леонард Нимой) — единственный персонаж, участвовавший во всех 80 эпизодах сериала(включая пилотный). Капитан Джеймс Тиберий Кирк (актёр Уильям Шетнер) также участвовал во всех эпизодах, за исключением пилотной серии.
Авторы Оригинального сериала в 1966 году предвидели появление мобильных телефонов (в фильме — коммуникаторы) и магнитно-резонансную запись (в фильме — трикодеры).
Первоначально знаменитый нагрудный значок членов экипажа был уникальным для звездолёта «Энтерпрайз» — на других кораблях он выглядел иначе. Только в полнометражных фильмах этот значок стал стандартом для кораблей Звёздного флота.
Фанарт:
Демативаторы:
Фотокомиксы (в последнее время наибольшую популярность приобрели именно герои "Стар Трека"):
История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.