Вход · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS Наша группа в ВК!
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: Gita_Ogg  
Форум » Школа писателей » Справочник » Направления и течения (Библиотека)
Направления и течения
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:37 | Сообщение # 31

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Барокко

Барокко (предположительно: от португ. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. baroco - мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18 вв. Более широкое понимание Барокко включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Барокко как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Барокко отразило кризис феодализма в эпоху первоначального накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религиозном и социальном сознании. Барокко широко использовалось Контрреформацией в храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью (постройки иезуитов; архитектура «ультрабарокко» в Латинской Америке). Однако Барокко получило широкое распространение не только в католических, но и в протестантских странах, а позднее странах православного круга. Ограничивать Барокко рамками Контрреформации и феодальной реакции неосновательно. Наряду с придворным и церковным Барокко развиваются формы «низового Б», связанные с выражением антифеодального, протеста, а также национально-освободительного движения славянских народов против Габсбургов и османского ига. Барокко отличается антиномичностью восприятия и отражения мира, чувственным и интеллектуальным напряжением. Аскетические призывы сочетаются с гедонизмом, изысканность с грубостью, отвлечённая символика с натуралистической трактовкой деталей. Барокко - динамический, аффектированный стиль, которому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Барокко усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для Барокко характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства (опера), понимание поэзии как говорящей живописи, а живописи как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой. Барокко опирается на схоластическую логику и риторику, развёртывает сложные метафоры и уподобления, наследует наиболее экспрессивные художественные формы средневековья и Ренессанса, сочетает античные образы с христианскими. Риторический рационализм Барокко облегчал выражение его средствами идей Раннего Просвещения. Отмечается рецепция Барокко в романтизме и в новейших модернистских течениях.

В архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве Барокко было одним из основных стилевых направлений с конца 16 до середины 18 вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременного усиления феодально-католической реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство Барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Барокко пришло на смену как художественной культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому искусству маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика Барокко строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве Барокко предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды. На искусство Барокко повлияли и антифеодальные крестьянские и плебейские движения, буржуазные революции, внёсшие в него струю демократических бунтарских устремлений.

Для искусства Барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.

В изобразительном искусстве Барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композициями и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто - непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

В Италии - на родине Барокко - в его рамках сложились и полное религиозной и чувственной аффектации искусство Л. Бернини, Ф. Борромини, Пьетро да Кортоны, и академизм болонской школы, и демократический бунтарский реализм Караваджо; позднее итальянское Барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписей Дж. Барокко Тьеполо. Во Фландрии рожденное нидерландской революцией мироощущение внесло мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала в господствовавшее искусство Барокко (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в 17 в. некоторые черты Барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Барокко де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса, но в 18 в. в постройках круга Х. Барокко де Чурригеры формы Барокко достигли необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в «ультрабарокко» Латинской Америки). Великолепие и пышность Барокко получили своеобразное истолкование в Австрии (архитектор И. Барокко Фишер фон Эрлах и Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитектор Барокко Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья Динценхофер), в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, Барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма они сливаются в единый помпезный стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрёна). В странах интенсивного буржуазного развития - Англии и Голландии - влияние Барокко было лишь частичным.

В России развитие искусства Барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, падает на 1-ю половину 18 в. При общей для Барокко сословной природе, русское Барокко было свободно от экзальтации и мистицизма (характерных для католических стран) и обладало рядом национальных особенностей, обусловленных чувством гордости за успехи государства и народа. Русская архитектура Барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитектор М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский); изобразительного искусства, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля (скульптура Барокко К. Растрелли и др.). В России, как и в других странах, эпоха Барокко отмечена подъёмом декоративных искусств, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й половине 18 в. Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Понятие «Барокко» нередко распространяется на всю художественную культуру 17 в., в том числе на явления, далёкие от Барокко по содержанию и стилю (например, «нарышкинское Барокко", или «московское Барокко", в русском зодчестве конца 17 в.).

Литература. Термин «Барокко» применялся к литературе уже с середины 19 в. (Дж. Кардуччи, 1860, Порембович, 1893); в 20-х гг. 20 в. возник ряд проникнутых субъективностью толкований Барокко у экспрессионистов и представителей духовно-исторической школы. Барокко часто служит для обозначения прециозной литературы во Франции, гонгоризма в Испании, маринизма в Италии, «метафизической поэзии» в Англии, придворно-схоластической поэзии в России. Однако эти явления не покрывают всего объёма термина; более широко Барокко рассматривают как общий стиль, исторически закономерный для европейского литературного развития. Выдвигается представление о «низовом Барокко", отвечающем потребностям бюргерства и народных масс. Различные проявления умственного брожения, связанные с социально-утопическими движениями и чаяниями, также обращались к формам литературного Барокко (Я. Бёме, К. Кульман, Амос Коменский). Для литературного Барокко характерны риторичность и сложный метафоризм, основанный на «принципе остроумия» (консептизма), требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания «далёких» идей, образов и представлений. Барокко отличается стремлением к резким контрастам, экзальтацией и живописностью; питает пристрастие к полигисторству, экзотике и гротеску. Ведущие жанры: трагедия, изобилующая ужасами, кровавыми сценами и взрывами страстей, и сатира (не лишённая книжности). Чувство неустойчивости и беспокойства, вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности и тщетности бытия («Vanitas»), подхваченную Контрреформацией. В низшем слое Барокко эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие в бездну человека, который чувствует себя «щепкой» в водовороте жизни, что отвечает судьбам «солдат Фортуны», ландскнехтов и авантюристов эпохи. Низовое Барокко усваивало готовые риторические формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя для построения новой большой формы народного романа («Симплициссимус» Гриммельсхаузена). Проза Барокко часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой. Большое значение приобретают периферийные жанры: путешествия, литературные сборники, где смешан новеллистический и учёно-энциклопедический материал. Литература Барокко представлена в Испании поэзией Гонгоры, трагедиями П. Кальдерона, драмой Тирсо де Молины, отчасти плутовским романом: в Италии поэзией Т. Тассо и Дж. Марино; в Англии драмами У. Уэбстера; в Германии трагедиями А. Грифиуса и Лоэнштейна, сатирой И. Мошероша и Гриммельсхаузена; во Франции д"Обинье; в Хорватии эпической поэмой Гундулича, драмами И. Джорджича и др. Некоторые исследователи усматривают черты Барокко или относят к нему позднюю драму У. Шекспира («Буря»), произведения Мильтона, Вондела, Корнеля и мн. др. В России возникновение Барокко тесно связано с укреплением церковной проповеди и школьной драмы; оно представлено поэзией С. Полоцкого и С. Медведева. В «Жизнеописании» Аввакума усматривают черты Барокко - антиномичность, трагический характер повествования, ломку традиционных жанров и др. С конца 17 в. Барокко охватывает в России церковную проповедь (С. Яворский, Ф. Прокопович), школьный театр, панегирическую поэзию петровских «триумфов». Дальнейшая секуляризация тем и мотивов, перемена системы стихосложения видоизменили и затушевали связь новой русской поэзии с этой традицией. Однако бурный слог, напряжённый метафоризм, разительная образность и живописность, риторика, работа в области изобразительного искусства (мозаика, иллюминации) позволяют видеть в творчестве М. В. Ломоносова новый этап развития Барокко в России.

Музыка. В зарубежном музыкознании термин «Барокко» стал применяться с начала 20 в. Эпохой музыкального Барокко считается весь период развития музыкальной культуры в европейских странах, соответствующий периоду Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Основанием для выделения эпохи музыкального Барокко служили прежде всего некоторые общие черты в области композиционной техники. Так, период конца 16 - середины 18 вв. ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением мажоро-минорной системы, осознанием гармонической «вертикали» и функциональных соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение тактовой черты), появлением некоторых новых музыкальных жанров и форм - партиты, сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта. О слабых сторонах этой концепции свидетельствует то, что в эпохе музыкального Барокко объединяются различные, порой противоречивые музыкальные явления - от мадригалистов рубежа 16-17 вв. до творчества Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Советские исследователи полагают, что в музыкальном искусстве европейских стран этого периода наряду со стилем Барокко проявлялся, взаимодействуя с ним, и стиль классицизма, поэтому они отказываются от выделения целостной эпохи музыкального Барокко Согласно воззрениям советских музыковедов, творчество крупнейших композиторов этого периода - Генделя и Баха - не укладывается в рамки какого-либо одного стиля. В стиле музыкального Барокко советские музыковеды считают ведущими не формально-технические моменты, но определенный тип образов, характер музыкальной выразительности - величие, пышность, декоративность, выражение сильных аффектов и т.п. Стиль Барокко в музыке отличает, с одной стороны, стремление к. глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств - (опера, оратория, кантата, пассионы), с другой - к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). Стиль музыкального Барокко наиболее ярко проявился в итальянской музыке (монументальные вокально-инструментальные произведения композиторов венецианской школы во главе с Дж. Габриели, оперные сочинения М. А. Чести, органное творчество Дж. Фрескобальди и др.), несколько позднее - в немецкой музыке (оперы Р. Кейзера, органное творчество Д. Букстехуде, клавирные произведения И. Кунау и др.).



 
dinaltДата: Среда, 25.01.2012, 13:37 | Сообщение # 32

Добрый админ :)
Сообщений: 3147
Награды: 28
Репутация: 17
Статус: Offline
Рококо

Рококо (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластических искусствах стиль Рококо повлиял прежде всего на характер декора, который принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний этап развития французского Рококо (примерно до 1725, так называемый стиль регентства) формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Развитое Рококо (примерно 1725-50, так называемый стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в том числе десюдепорты), а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. Преимущественно орнаментальная направленность стиля Рококо не позволила ему оказать значительного влияния на тектонику и наружный облик сооружений; например, в архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относительной строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы [Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёйман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии], стиль Рококо нередко являлся не столько отражением французских влияний, сколько своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Для живописи, скульптуры и графики Рококо характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично построенные композиции. В скульптуре Рококо преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преимущественно декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Нерасчленённость несущих и несомых частей, крайняя изысканность отделки, нередко сочетающаяся с заимствованием нарочито экзотических мотивов китайского искусства, свойственны произведениям декоративно-прикладного искусства Рококо, мастера которого умели особенно тонко выявить выразительные возможности материала. С 1760-х гг. стиль Рококо повсеместно вытесняется классицизмом.

В России веяния Рококо, особенно сильные в середине 18 в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных В. В. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

Литература Рококо - утончённое, изящное, но лишённое глубины и гражданских идеалов искусство; в нём нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей «мудростью» Рококо Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Из жизни изгнаны все «низкие» и тревожные истины; мир дышит негой и беззаботностью, но есть в нём что-то эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Рококо тяготеет к камерности, миниатюрности.

Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Мариво). Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В прозе утверждаются галантный роман, игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребийон). В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы Рококо были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц и др.); в России искусству Рококо родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К мотивам и сюжетам Рококо обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.



 
Форум » Школа писателей » Справочник » Направления и течения (Библиотека)
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:

 

 

 
200
 

Что Вы думаете о современно литературе?
Всего ответов: 89
 





 
Поиск